Пророссийские радикалы в Черногории хотят объявить себя победителями выборов
В Черногории 16 октября проходят выборы в парламент. Во время предвыборной кампании много говорили о России, точнее – о финансировании ею радикальной оппозиции, которая пытается остановить интеграцию Черногории в Евросоюз и НАТО. Оппоненты черногорского лидера Мило Джукановича, поддержанные Москвой, не скрывают своего намерения не признавать в случае поражения результаты выборов. В стране усилены меры безопасности, чтобы предотвратить возможные беспорядки.
Правом голоса в самой маленькой республике бывшей Югославии обладают почти 529 тысяч граждан. Рост политической напряженности в последние недели сопровождается опасениями по поводу того, что будет после выборов. Руководство полиции сообщает о готовности «ответить на все вызовы в области безопасности и нарушения закона до, во время и после выборов».
На 81-е место в черногорском парламенте претендуют 17 партий и коалиций, но основными игроками считаются три политические силы: правящая Демократическая партия социалистов премьера Мило Джукановича, умеренная оппозиционная коалиция «Ключ», называющая себя гарантом мирных перемен, и «Демократический фронт», который прошлой осенью пытался захватить парламент.
Наблюдатели сходятся во мнении, что партия Джукановича, который впервые возглавил правительство еще в начале 1990-х годов, получит наибольшее число голосов, однако не ясно, как будет выглядеть новая правящая коалиция и кто станет главной оппозиционной силой – «Ключ» или «Демфронт». И власть, и оппозиция называют нынешнее голосование судьбоносным, подавая его по сути как выбор между западной моделью и Россией.
Власти называют интеграцию в Евросоюз и НАТО безальтернативной, напоминая, что на переговорах о вступлении в ЕС уже открыто большинство глав, а в странах НАТО идет ратификация протокола о присоединении Черногории к этой организации. В свою очередь, «Демфронт» предлагает свернуть процесс евроатлантической интеграции и переориентироваться на Россию. Он обещает среди прочего отменить антироссийские санкции, к которым Черногория присоединилась после аннексии Крыма в 2014 году, и отозвать и признание независимости Косова, провозглашенной в 2008 году. У партий, входящих в коалицию «Ключ», различные внешнеполитические акценты, но откровенной антизападной пропагандой они не занимаются.
Острота нынешней кампании во многом связана с тем, что после выборов будет приниматься окончательное решение о членстве Черногории в НАТО. Для властей предпочтительно, чтобы голосование по этому вопросу прошло в парламенте, но часть оппозиции требует проведения референдума – вопреки обычной практике, сложившейся в НАТО. Это требование поддерживает и российский МИД, утверждая, что расширение НАТО грозит «дестабилизацией ситуации в Черногории и на Балканах в целом».
По мнению официального представителя МИДа Марии Захаровой, причиной остроты противостояния черногорских политических сил является «затаскивание Черногории в НАТО в обход волеизъявления ее граждан». Опросы общественного мнения свидетельствуют о небольшом преимуществе сторонников членства в НАТО над противниками.
На фоне подобных заявлений Москвы одним из самых обсуждаемых в последнее время вопросов стало возможное финансирование «Демфронта» со стороны Кремля. Есть предположения, что речь идет о внушительной сумме – с учетом размаха его предвыборной кампании. Руководство ДФ отрицает получение финансовой помощи из России. Как бы то ни было, в Черногории начато расследование в связи с подозрениями в незаконном финансировании.
И хотя общественности не предъявлены финансовые документы, такие подозрения усиливаются из-за поддержки прошлогодних протестных акций «Демфронта» со стороны российского МИДа и тесных контактов радикальной оппозиции с «Единой Россией».
Представитель руководства ЕР Сергей Железняк, которого в регионе считают одним из кураторов балканской политики Москвы, высказался за создание послевыборной коалиции «Объединенная Черногория» на базе сил, выступающих против правительства Джукановича. В Москве полагают, что в такую коалицию могли бы войти «Демфронт», «Ключ» и «Демократы» Алексы Бечича, представляющего, по выражению Железняка, «растущий потенциал молодого поколения».
Лидеров «Демфронта» – Андрию Мандича, Милана Кнежевича, Предрага Булатовича и других – Железняк называет «друзьями». А «тесное сотрудничество» с «Фронтом», по его словам, начиналось еще четыре года назад, накануне прошлых выборов в Черногории, по итогам которых «Демфронт» (правда, в другом составе и без радикальных высказываний) стал ведущей оппозиционной силой.
Впрочем, надежды Москвы на консолидацию черногорской оппозиции как альтернативного антизападного объединения вряд ли сбудутся. Например, бывший дипломат Миодраг Лекич, популярностью которого и объясняются прошлые успехи «Демфронта», теперь выступает от имени коалиции «Ключ», предпочитая вести более респектабельную кампанию. Под крыло «Демфронта», обещающего сформировать правительство в течение суток после выборов, пока никто из известных оппозиционеров не спешит.
Недавно черногорские правительственные источники сообщили, что российские власти применяют новую стратегию усиления своего влияния в Черногории и на Балканах в целом. При этом Москва якобы готова потратить десятки миллионов евро на поддержку пророссийских политических сил, СМИ и антинатовских организаций. О том, как в Черногории воспринимают российское влияние на выборы, в интервью Радио Свобода рассказывает директор неправительственной организации «Сеть по совершенствованию гражданского сектора» (MANS) Ваня Чалович.
– Высшие руководители Черногории, включая премьера Мило Джукановича и вице-премьера Душко Марковича, который координирует службу безопасности, обвинили Россию во вмешательстве в избирательный процесс. Но они не обнародовали доказательств финансирования со стороны России, а сам «Демфронт» не предоставил данных, по которым можно было бы судить о том, поступало ли финансирование из-за рубежа. Однако фактом остается то, что ни одна оппозиционная партия до сих пор не могла себе позволить столь высокие расходы на предвыборную кампанию. Речь явно идет об очень крупной сумме, но нетранспарентность финансовых источников как самого «Демфронта», так и других партий не позволяет нам точно понять, откуда поступают эти деньги. Интересно, что российское посольство в Черногории не опровергает заявления высокопоставленных представителей о финансировании «Демфронта» из России. Это лишь подогревает сомнения значительной части общественности.
– Кто в Черногории занимается расследованием этого вопроса?
– Это, прежде всего, Агентство по противодействию коррупции, которое уже передало определенные документы специальному прокурору. Кроме того, из Управления по борьбе с отмыванием денег сообщили, что деятельность «Демфронта» находится под контролем соответствующих органов. Проблема в том, что государственные структуры находятся под полным контролем правящей партии. И расследование вопроса о финансировании «Демфронт» может представить как политическое преследование со стороны властей. Тем более что эти структуры не проявляют такого же рвения в расследовании источников финансирования правящей партии, которую подозревают в получении денег из теневой кассы и злоупотреблениях государственными средствами. Все это может подорвать доверие к расследованию.
– Отношения с Россией и вступление в НАТО оказались среди главных вопросов избирательной кампании. Не перерастет ли политическая напряженность в уличные беспорядки?
– Правящая партия вела кампанию в пользу принятия решения о членстве в НАТО в парламенте. А оппозиция, в особенности «Демфронт», этому противится. Эта поляризация во многом отражает конфликт между Россией и Западом. И ДФ, и ДПС своей риторикой усилили напряженность. При этом я не уверена, что лидеры «Демфронта» смогут предотвратить возможные проблемы. На предыдущих акциях протеста они не смогли или не захотели избежать насилия. С другой стороны, мы видели превышение полномочий со стороны полиции. «Демфронт» собирается провести митинг в день выборов, что не принято. Так что потенциал для проблемы существует. Но я все же надеюсь, что все стороны извлекли уроки из предыдущих событий и не позволят ввергнуть Черногорию в серьезный кризис.