Елена Сергеева – о «сказках» крымского премьер-министра
Специально для Крым.Реалии
В России сказка – один из самых любимых жанров и для маленьких детей, и для больших дядей и теть. Особой популярностью пользуются истории от российских политиков, которые вслед за своими старшими товарищами из СССР неустанно рассказывают о том, как хорошо в стране российской/советской жить. Не отставать от своих российских братьев по креслу и по разуму решил и крымский премьер-министр, поведав россиянам сказочку о том, как Крым кормит Россию.
«Несмотря на блокады и санкции, крымские аграрии уже третий год подряд собирают рекордные урожаи ранних зерновых. Закладываются новые сады и виноградники, растет объем производства молока и продукции животноводства, развиваются фермерские хозяйства, модернизируется социальная инфраструктура села. Крымские производители наращивают поставки своей продукции в другие регионы России, успешно развивают импортозамещение», – сказал Сергей Аксенов, поздравляя работников аграрного сектора с профессиональным праздником.
И всем бы хороша была сказочка Аксенова, если бы она была хотя бы с намеком на правду. Но, увы, ситуация в сельском хозяйстве Крыма сложилась прямо противоположная той, которую так пафосно описал в своем спиче крымский кормчий.
Крымское животноводство
Господин Аксенов уверяет, что в Крыму растет объем продукции животноводства, однако крымская статистика утверждает обратное.
В частности, поголовье скота на полуострове сокращается рекордными темпами: в сравнении с 2013 годом, крупного рогатого скота стало меньше на 32%, овец и коз – на 30%, птицы – на 16%, свиней – на 12%.
Сокращение численности голов сразу же сказалось на количестве производимой на полуострове продукции. По данным крымского «министерства сельского хозяйства», по итогам 2015 года производство молока на полуострове снизилось на 21,6%, мяса – на 17%, а яиц – на 10,8%.
За январь-август 2016 года темпы падения не изменились: молочной продукции произвели на 18,9%, а молока – на 19% меньше, чем в 2015 году. Например, мяса крымской птицы стало меньше на 5055 тонн, молока – на 3589 тонн, а кефира – на 2114 тонн.
Сокращение поголовья скота и, как следствие, падение производства мясо-молочной продукции объясняется рядом факторов, среди которых немаловажную роль играет отсутствие кормовых культур.
«Животноводство в Крыму может быть только при условии выращивания на орошаемых землях кормовых культур. Без орошения там будут жить только тушканчики и другие степные животные, которых доить на молоко не получиться», – прокомментировал ситуацию теперь уже экс-советник министра аграрной политики и продовольствия Украины Александр Лиев.
Справедливости ради отметим, что господин Аксенов оказался прав в том, что даже в условиях дефицита собственной агарной продукции, весомая ее часть вывозится в Россию: по итогам первого квартала 2016 года, из Крыма в Россию вывезли 3471,8 тонн мяса и более 700 тонн мясных полуфабрикатов и колбас.
И это в условиях дефицита мяса на полуострове, о котором говорят крымские ученые. «Норма потребления мяса – 70-75 килограммов в год на человека. У нас сегодня эта цифра примерно 55-56 килограммов – 78% от нормы. То есть производство мяса в Крыму пока недостаточное», – рассказал заместитель директора Академии биоресурсов и природопользования КФУ имени В. И. Вернадского по учебной работе Юрий Гербер.
Аналогичная ситуация сложилась и с молочной продукцией, которую из-за острого дефицита на полуостров уже завозят из Краснодарского края, что признают сами крымские чиновники. Но, видимо, Аксенову об этом неизвестно и он бодро рапортует о «росте производства» на оккупированном полуострове.
Крымское растениеводство
Единственным достижением, которым могут похвастаться крымские аграрии, стали, если верить крымской статистике, урожаи зерновых. Так, в 2015 году в Крыму собрали 1322 тысяч тонн, а в 2016-м – 1349,6 тысяч тонн зерна, хотя до украинского урожая 2011 года – 1927,8 тысяч тонн – явно не дотянули.
С остальными культурами ситуация сложилась менее позитивная: производство овощей сократилось на 121,4 тысяч тонн (на 25,7%), картофеля – на 130 тысяч тонн (на 32%), винограда – на 60 тысяч тонн (50%) в 2015 году в сравнении с доаннексионным периодом.
И такая картина вполне объяснима: большинство сельхозкультур Крыма выращивалось на поливных землях, а из-за перекрытия Северо-Крымского канала количество орошаемых земель в Крыму сократилось в 13-14 раз: со 130-140 тысяч гектаров в 2013 году до 10 тысяч гектаров в 2015-16 годах.
В результате крымские аграрии вынуждены менять ассортимент сельскохозяйственных культур: они отказались от выращивания риса, кукурузы и гороха, заменив их на зерновые, подсолнечник и кориандр, которым теперь, видимо, и будут кормить россиян.
Но и эти меры особо не помогают: даже увеличение площадей под подсолнечник не позволило превысить показатели 2013 года, когда в Крыму собрали 109,3 тысяч тонн семян, а по итогам 2015-го – 107,4 тысяч тонн.
В общем, как ни крути, какие сказки не рассказывай, а цифры – вещь бескомпромиссная и говорят, что Крым не то, что Россию, сам себя не прокормит. И виной тому стали не западные санкции или гражданская блокада, а геополитическая прихоть кремлевского вождя, который аннексировав Крым, обрек сельское хозяйство полуострова на медленную смерть.
Елена Сергеева, крымский историк и политолог
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции