Обращение «ко всей молодежи крымских татар» пронизано искренней болью авторов за судьбу своего народа
В надзорном деле Прокуратуры СССР по делу Энвера Сеферова и Шевкета Абдурахманова сохранился еще один важный документ. Он в полной мере характеризует стремления и идейные воззрения подсудимых. Несмотря на стилистические шероховатости и некоторую наивность, нельзя не отметить: обращение «ко всей молодежи крымских татар» пронизано искренней болью авторов за судьбу своего народа и утраченной ими родной земли.
(Начало – здесь)
Документ приводится без купюр в авторской редакции:
«Юноши и девушки, уроженцы Крымской Автономной республики, по национальности татары, в данное время проживающие в различных уголках Советского Союза, мы обращаемся к вам.
Большинство из вас является молодежью, которая в период Отечественной войны была в несовершеннолетнем возрасте. В 1944 году, еще будучи детьми, вместе со своими родителями вы были выселены из своих родных мест в разные углы Советского Союза. С тех пор прошло 16 лет. За этот промежуток времени вы все еще находитесь на спецучете, хотя с 1956 года формально эти ограничения с вас сняты. Вы все в данное время являетесь вполне взрослыми и вступили на путь самостоятельной жизни. И именно сейчас вы должны осознавать серьезность своего положения. Большинство из вас трудятся на заводах и фабриках, в колхозах и различных стройках наравне со всеми национальностями Советского Союза. Часть из вас с оружием в руках служит в рядах Советской Армии, выполняя долг перед Родиной, которую у вас отняли 16 лет назад. Самым главным для вас сейчас является то, что вы лишены возможности вернуться на свою Родину.
Вас, молодежь, очень волнует и тревожит мысль о причинах вашего долгого пребывания вдали от родных мест, поскольку все национальности, выселенные во время войны, получили возможность вернуться на Родину. Им предоставлена полная возможность развивать свою национальную культуру, в то время как наша культура постепенно исчезает, а наша нация, как нация теряет свой смысл. Теперь всем вам ясно, что судьбою нашего народа никто не интересуется. Единственный клочок земли, где жили и умерли ваши деды и прадеды, отцы и матери, сегодня становится жертвой в чью-то угоду. Неужели вы, молодежь, не осознаете того, что своим молчанием сами узакониваете свое такое бесправное положение?
От мысли возвращения на Родину вы никогда не должны отказываться, так как в этом случае преступление, которое вы совершите, не найдет оправдания у ваших потомков. Вы, молодежь, должны помнить и глубоко сознавать то, что вы и Крымская земля, на которой вы родились, неотъемлемы. Вы должны осознавать, что человек без родины достоин презрения. Неужели ваше положение не угнетает вас? Многие из вас, осознавая свое положение, не раз обращались к правительству с просьбой вернуть их на родину, но каждый раз ваш голос приглушался угрозами. С тех пор как вас без суда и следствия вывезли из родных мест прошло 16 лет. Это немалый срок в жизни человека. За этот срок прощены даже те, кто действительно совершил преступление перед своей Родиной. Наша же нация, не исключая ни малого, ни великого, находится в течение 16 лет вне пределов своей Родины.
Мы обращаемся к вам со следующим:
На следующий день вы – единственная опора своей нации. Она ждет от вас спасения от наступающей гибели. Уже настала пора вам сказать: «Чем жить на коленях, лучше умереть стоя». Наша нация верит в вас и надеется, что прочитав это обращение, вы сумеете мобилизовать на спасение своего народа всю молодежь. Вас, молодежи, много и вы должны объединиться за общее дело. Этим вы заслужите уважение перед уже погибающим старшим поколением и вашими будущими внуками.
Только помните, что в борьбе за счастье своего народа могут пролиться не только слезы, но и кровь».
Под документом стояла надпись – «Союз освобождения крымских татар»…
Рассмотрение дела Энвера Сеферова и Шевкета Абдурахманова продолжалось три месяца и завершилось 11 октября 1961 года.
Судебная коллегия по уголовным делам Ташкентского областного суда в закрытом судебном заседании установила, что:
«СЕФЕРОВ Энвер, используя национальные чувства татар, родившихся в Крымской области, в 1961 году составил, размножил и написал сам лично и через посредство других распространял среди них антисоветские документы, содержание которых было направлено на подрыв и ослабление Советской власти и против мероприятий, проводимых правительством и партией.
Так, в течение непродолжительного времени Сеферовым изготовленные документы были направлены по известным ему адресам жителям города Чирчика, Намангана, Ферганы и Сухуми и в письмах к этим лицам Сеферов предлагал распространять эти антисоветские документы и среди других лиц. Этим самым СЕФЕРОВ совершил преступление, предусмотренное ст.197 ч.1 УК УзССР.
АБДУРАХМАНОВ Шевкет, будучи знакомым с СЕФЕРОВЫМ Энвером, в 1961 году был ознакомлен им с антисоветскими документами, а затем получил от СЕФЕРОВА семь экземпляров этих документов, для распространения их среди жителей Ленинабада. Однако эти документы АБДУРАХМАНОВ распространил в количестве 4 штук, среди жителей города Чирчик. Этим самым АБДУРАХМАНОВ совершил преступление, которое предусмотрено ч.1, ст.60 УК УзССР».
Учитывая «степень участия в совершенном преступлении каждого из подсудимых, а также тяжесть содеянного ими», коллегия Ташкентского областного суда приговорила: «СЕФЕРОВА Энвера по ст.60 ч.1 УК УзССР лишить свободы в ИТК усиленного режима сроком на 7 (семь) лет… АБДУРАХМАНОВА Шевкета Кадыровича по ст.60 ч.1 УК УзССР лишить свободы в ИТК усиленного режима сроком на 5 (пять) лет».
Отметим, что столь серьезные сроки заключения подсудимые получили в период хрущевской «оттепели», спустя всего пять лет после XX съезда КПСС. Вина их заключалась лишь в том, что они призывали свой народ бороться за свое равноправие и возвращение на родину. Все это свидетельствовало о том, что власть была не намерена решать крымскотатарскую проблему.
Это подтверждает и сохранившийся в надзорном деле Прокуратуры СССР документ – жалоба Шевкета Абдурахманова, написанная им уже из лагеря, на имя Генерального прокурора СССР Романа Руденко: «Именуемые «антисоветские документы» содержали призыв к крымским татарам предъявить требование власти о возвращении крымчан на Родину в Крым. Что здесь антисоветского нашли, я не знаю, но знаю одно – мне не было и 14 лет, когда в годы культа личности Сталина нас всех репрессировали, не считаясь ни с чем. Вы это прекрасно знаете. До 1956 года я находился на высылке, неужели недостаточно этих страданий и лишений, что еще на 5 лет упрятали меня от общества?».
Ни одна из жалоб Абдурахманова удовлетворена не была. «Для отмены или изменения приговора оснований нет», – таков был ответ властей.
Энвер Сеферов и Шевкет Абдурахманов отбыли свой срок полностью – «от звонка до звонка».
До возвращения крымских татар на родину оставалось еще три десятилетия…
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции