«Проблемы России уже собрались в огромный ком, вобравший в себя все от аннексии Крыма до запрета Меджлиса» – Кулеба
Международная следственная группа, в которую входят Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина, предварительно заключила, что 17 июля 2014 года «Боинг» MH17 был сбит из противовоздушной установки «Бук», доставленной из России, а затем увезенной обратно. Сам пуск ракеты, по утверждениям следователей, произошел из района, который до сих пор удерживают сепаратисты. Официальная Москва назвала международное следствие предвзятым и политически мотивированным, но при этом над Россией, судя по всему, нависла угроза новых санкций.
Российский политолог Иван Преображенский не считает, что эта угроза может воплотиться в жизнь в ближайшее время:
– Мы пока что не дождемся политической реакции от западных стран, потому что формально расследование еще не закончено. До 2018 года мы услышим множество заявлений, в том числе и о новых санкциях, но самих санкций пока не будет, так как не вполне понятно, на кого именно их накладывать. Следствию еще предстоит определить не только конкретных исполнителей, но и, собственно, заказчиков. С другой стороны, ничто не мешает родственникам погибших подавать иски, чтобы подстегивать выяснение истины. Впрочем, кто должен быть ответчиком, пока тоже не ясно.
Российский политолог Екатерина Шульман: «С одной стороны кажется, что мы можем вообще пренебречь всем происходящим, потому что у нас есть свой закон, который позволяет не исполнять решения международных судов, даже если они будут приняты. Но даже если такого рода информация не имеет прямых процессуальных последствий, как сейчас, она влияет на европейские парламенты, на европейские правительства и на европейское общественное мнение. Значит это очень сильно мешает нашему продвижению по пути снятия санкций, к чему мы чрезвычайно стремимся».
Иван Преображенский не видит такой сильной связи между санкциями и европейским общественным мнением:
– Расследованием интересуются общества только тех стран, граждане которых погибли в катастрофе. Для многих европейцев эта катастрофа до сих пор представляется одним из эпизодов непонятного конфликта на Востоке Украины. Что до санкций, то отменять их все равно никто не собирался, по крайней мере до конца 2016 года. К следующему же году о докладе международных следователей по «Боингу» MH17 уже подзабудут, и мало что может помешать кремлевским лоббистам в Европе продвигать тему экономического сотрудничества с Россией. Существенно повлиять на изменение санкционного режима могут только выборы 2017 года сразу в нескольких европейских странах, включая Францию и Германию. Вернее, предвыборные кампании, в ходе которых могут бурно обсуждать причастность России к этой катастрофе.
Украинский дипломат, постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба убежден, что европейский прагматизм в конечном счете обернется против России:
– Международная группа следователей строго придерживается юридической процедуры, чтобы подготовить качественную доказательную базу для уголовного процесса, который реально привел бы к наказанию виновных. Не стоит удивляться кажущейся мягкости сегодняшних формулировок – она тщательно выверена. То, что «Бук» как орудие преступления привезли из России и увезли обратно, уже стало фактором европейской политики. Российским властям в этом плане не стоит ожидать никаких послаблений со стороны Европы до тех пор, пока они не пойдут на настоящее сотрудничество со следствием. Проблемы России на внешнеполитической арене уже собрались в огромный ком, вобравший в себя все от аннексии Крыма и войны на Востоке Украины до провокационной операции в Сирии и сегодняшнего окончательного запрета Меджлиса крымских татар.