Олег Панфилов – о повторении истории и возможных последствиях сирийской кампании для России
Специально для Крым.Реалии
Трудно сказать, что необходимо предпринять, чтобы российские политики и военные хотя бы иногда изучали собственную историю. Далеко ходить не надо – отмотать историю на 37 лет назад – заглянуть в Афганистан, увидеть, как сотни транспортных самолетов везут военную технику и солдат. Только потому, что старичкам в ЦК КПСС захотелось стать «мировой державой». Спустя 9 лет советская армия бежала из Афганистана, потеряв огромное количество техники, растеряв остатки авторитета страны и подтолкнув ее к развалу. Российская история повторяется – теперь в Сирии.
15 февраля 1989 года с территории Афганистана был выведен последний советский солдат. Кроме тех, кто решил остаться, попав в моджахедам в плен или добровольно перешел на их сторону по разным причинам (иногда религиозным – если солдат был призван из мусульманских регионов СССР). Была торжественная церемония – по мосту дружбы через Амударью в сторону Термеза прошла колонна бронетехники. Торжественное бегство было организовано для пропаганды – вывод советских войск снимало телевидение.
Тогда мало кто знал, что выводу предшествовали не только переговоры в Женеве, но и тайные встречи советских дипломатов и командиров с представителями моджахедов и речь шла не о выводе, это вопрос был необсуждаем, а о выводе с меньшими потерями. Девятилетняя война принесла столько горя афганцам, что советское командование беспокоилось больше о степени мести, чем о скорости бегства. После вывода советских войск были брошены огромные склады с вооружением и боеприпасами, по обочинам дорог стояли брошенными десятки тысяч единиц подбитой техники – БТРы, танки, бензовозы, грузовики. Но главной причиной мести было почти 2 миллиона погибших афганцев, и не только тех, кто воевал против «шоурави». Еще несколько миллионов афганцев стали беженцами. О разрушениях и говорить не стоит – я приехал работать в Афганистан в 1995 году, когда все одиннадцать электростанций были взорваны, а кабульские «хрущебы», построенные в рамках интернациональной помощи, стояли с зияющими оконными проемами без стекол.
Само собой, советское руководство придумало объяснение для населения, чтобы оправдать оккупацию Афганистана – до сих пор в России говорят о том, как спасли афганский народ об американского порабощения. Убеждение в том, что война должна была предотвратить вторжение американцев и размещение американских военных баз. На самом деле, все намного прозаичнее – 27 апреля 1978 года при содействии СССР произошла Саурская революция, приведшая к власти марксистскую Народно-демократическую партию Афганистана. Уже спустя год, в марте 1979 года новое просоветское правительство обратилось к Кремлю с просьбой ввести войска для подавления мятежа в Герате. В Афганистане был установлен социалистический режим со всеми сопутствующими прелестями – арестами, убийствами и репрессиями. Как и в другой бесправной социалистической стране, внутри правительства шла борьба за место под солнцем – интриги, подсиживания, заговоры.
Аналогии с событиями в Сирии могут отличаться в деталях, но в целом все очень похоже. Партия БААС (Партия арабского социалистического возрождения) – существующая с 1947 года марксистская партия, в советское время поддерживаемая Кремлем. В 1970 году после прихода к власти Хафеза аль-Асада партия БААС, точнее, отколовшаяся от иракской части сирийская партия ПАСВ, установила тесные отношения с КПСС и сейчас можно в полной мере говорить о том, что Путин является проводником той коммунистической политики поддержки репрессивного режима, несмотря на огромные жертвы среди мирного населения. Генеральным секретарем партии был до своей смерти 10 июня 2000 Хафез аль-Асад, секретарем регионального руководства с 2000 года является Башар аль-Асад.
Причин для прямой военной поддержки режима аль-Асада у Кремля много – называются и волнующие Газпром кувейтские трубопроводы, и попытки Москвы влиять на ценовую политику на рынке нефти, но нельзя сбрасывать со счетов элементарную банальную причину – тоска по великодержавию. Путин и его команда практически всегда думают над тем, как сохранить доверие российского населения, и всегда, еще с советских времен это удавалось исключительно поддержанием мифа о величии. Тратили огромные деньги и воевали во Вьетнаме, не считались с расходами и воевали в Эфиопии и Анголе, Никарагуа и в Корее, в Афганистане и теперь – в Сирии. Военные расходы России на поддержание этого мифа огромные, но «понты дороже денег».
Как и когда-то в Афганистане, Кремлю трудно скрывать данные о своих потерях. 30 июля 1981 года на заседании Политбюро ЦК КПСС говорили: «…Суслов: Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечивания памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно. Конечно, хоронить нужно с почестями, но увековечивать их память пока рановато. Кириленко: Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты. Тихонов: Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи’’.
И теперь Кремль скрывает потери, о которых журналисты узнают случайно. Совершенно закрытая тема – состав и пути доставки боевиков в ИГИЛ, которые часто выполняют роль мягкой прокладки между сирийскими правительственными войсками и формированиями сирийской оппозиции. Об этих потерях мы вряд ли когда узнаем, если только не проводить в мусульманских регионах России и постсоветских стран мониторинг поминок и чтения «джаноза» – поминальной молитвы. Тогда более-менее станет понятным масштаб наемничества, но и в этом случае трудно понять – кто их нанимает, откуда деньги и каким образом нерелигиозные люди становятся боевиками. Как в Афганистане, когда 9-12 декабря 1979 года прибыл первый «Мусульманский батальон» – 154 ооСпН 15 обрСпН.
По разным источникам, на пике численности, в Афганистане в 1980-х годах действовало до 115-120 тысяч советских солдат и офицеров, которых поддерживали примерно 50 тысяч военнослужащих Афганской национальной армии. Им противостояла разобщенная коалиция моджахедов, в рядах которой воевали до 200 тысяч афганцев и добровольцев из иных государств. На самом деле, поддержка была куда большей, чем ожидали в Кремле. Уже в декабре 1982 года правительство США стало поставлять моджахедам безоткатные орудия, минометы и противотанковые гранатометы. Переломным стала поставка моджахедам 1000 ракет «Стингер», и из этого количества в ходе афганской войны было израсходовано около 350.
В минувший четверг представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что Соединенные Штаты готовы прибегнуть к усилиям вне ООН, чтобы привлечь режим президента Сирии Башара Асада и Россию к ответственности за эскалацию сирийского конфликта. Стало известно также о возможности ударов возглавляемой США коалиции по позициям сирийских войск. В ответ в Москве пообещали уничтожать любые воздушные угрозы правительственной армии Сирии. Российские ракеты будут сбивать любые неопознанные объекты, которые будут попадать в радиус действия ЗРК С-400 и С-300 и которые расположены на авиабазах в Хмеймим и Тартус, – об этом заявил официальный представитель министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Если это не объявление войны, то серьезные предупреждения о том, что противостояние почти неизбежно. Это значит, что Россия стоит на пороге гонки вооружения, такой же, как когда-то раздутый военный бюджет разрушил экономику СССР. В 1979-1989 годах на поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось 800 миллионов долларов США. На содержание 40-й армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось от 3 до 8,2 миллиардов долларов США. После введения санкций со стороны Запада в середине 1980-х годов экономика СССР рухнула, а вслед за ней и сама советская империя.
Аналогия с Афганистаном не единственная, в 1962 году СССР вывозил свои ракеты после попыток напугать США Карибским кризисом. Все внешние войны Советского Союза заканчивались рано или поздно точно так же – единственным советским заповедником остается КНДР. Вьетнам интегрируется в мировой рынок, Китай давно стал соперником современной России, страны Восточной и Центральной Европы стали членами Евросоюза и НАТО. У Кремля остался последний шанс задержаться в мифе о собственном великодержавии, залезая в Сирию по уши.
Кроме неминуемых экономических проблем, связанных с непомерными расходами и так катящейся в пропасть российской экономики, Кремль в очередной раз попадает в один и тот же капкан – в противостояние с мусульманским миром. Еще до начала первой войны в Чечне специалисты пытались подсказать Ельцину прогнозы на будущее, если он все-таки начнет войну. Радикализация части население – естественная реакция на массовые убийства и ковровые бомбардировки. После второй войны Путин решил поставить во главе эрзац-мусульманина, но и ему не повезло – в сентябре этого года профессор Университета короля Сауда в Эр-Рияде Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи раскритиковал прошедшую в конце августа этого года в Грозном Всемирную исламскую конференцию «Кто такие последователи суннизма», посвященную Ахмату Кадырову — борца против ваххабитской идеологии – и назвал Рамзана Кадырова неверным, а кровь Кадырова «дозволенной».
Теперь Кремль опять влезает в чужой дом со своим самоваром, не учитывая ошибки Афганистана и промахи в Чечне. 3 октября Государственный департамент США заявил о приостановлении двусторонних переговоров с Россией по поводу перемирия в Сирии. Причиной прекращения контактов является несоблюдение Россией своих обязательств в рамках договоренностей о перемирии. Это значит, что России опять придется столкнуться с прежними проблемами, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Как и 25 лет назад.
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции