Российские эксперты – о том, что кроется за дипломатической уклончивостью Кремля
Москва – По мере приближения президентской кампании в США к кульминации позиция Кремля относительно того, кто станет новым хозяином Белого дома, продолжает оставаться подчеркнуто нейтральной, по крайней мере – на уровне публичных заявлений. Руководители России неоднократно подчеркивали, что он готовы иметь дело с тем президентом, кому доверит этот пост американский народ, и намерены придерживаться взятого Кремлем курса.
О том, насколько в действительности это так и чем подобный подход мотивирован, Русская служба «Голоса Америки» побеседовала с видными российскими американистами.
Валерий Гарбузов: отсутствие диалога – это плохой выход
Недавно официально вступивший в должность директора Института США и Канады Российской Академии наук (РАН) профессор Валерий Гарбузов считает, что выбранная линия поведения обусловлена, прежде всего, тем, что Кремль не в состоянии повлиять на исход выборов. При этом, уточняет профессор, симпатии и антипатии все равно есть, и они проглядывают.
«Судя по начальной реакции Владимира Путина и откликам в нашей прессе, все-таки мне кажется, что у нас больше благоволят Дональду Трампу, чем Хиллари Клинтон, – полагает эксперт. – Думаю, это происходит по той простой причине, что Клинтон имеет достаточно мощную политическую и государственную биографию, из которой ясно все или почти все в смысле ее отношения к России и принципов общего взаимодействия Российской Федерации и США».
Что касается Трампа, то он личность до сих пор загадочная и, по-моему, не только для России, заметил Валерий Гарбузов.
«По сути дела, это человек, у которого отсутствует даже более или менее серьезная программа по многим вопросам, если не по всем, – добавил он. – Вместо развернутой политико-экономической платформы мы имеем набор каких-то высказываний, которые, конечно, очерчивают его представления (о разных проблемах), но каким образом и как это будет воплощаться в жизнь, наверное, мало кто понимает».
То же самое можно сказать и о подходе Трампа к взаимоотношениям с Россией, констатировал директор Института США и Канады.
«Все его высказывания на эту тему – некая смесь положительных характеристик в адрес Путина и России и одновременно попытки представить себя в роли будущего сильного лидера, который не позволит Москве бросать вызов США, – продолжил он. – А сказать конкретно, чего следует ждать от Трампа, очень сложно. Может, этим он и интересен».
Но главное, по мнению Валерия Гарбузова, это ни в коем случае не прерывать диалог между странами.
«Нам надо выстроить модель поведения, которая бы исходила из признания того факта, что мы находимся в довольно жесткой конфронтации, осознавая при этом, что нельзя доводить эту конфронтацию до еще более опасного состояния и нельзя допустить, чтобы прервался диалог. Отсутствие диалога – это плохой выход», – заключил профессор Гарбузов.
Владимир Согрин – о приемах дипломатии и пропаганды
В свою очередь, главный редактор журнала «Новая и новейшая история», профессор Владимир Согрин назвал выбранную Кремлем тактику типичным дипломатическим ходом.
«Безусловно, это прием дипломатии, – утверждает он. – Вот в российских медиа есть разные точки зрения по данному поводу. Я, например, по одному из ведущих государственных СМИ слышал мнение, что аналитики Кремля в своих расчетах почему-то пришли к выводу, что у Хиллари Клинтон больше шансов стать президентом, чем у Трампа. Поэтому, де, руководители России (читайте: Путин) считают, что президентская гонка в США складывается в пользу Клинтон, отсюда и строят свою политику».
Как представляется Владимиру Согрину, в российском публичном пространстве существуют два основополагающих момента: пропаганда, которая обрабатывает все население, и высшая власть в лице, в первую очередь, Путина.
«Что касается пропаганды, то она, в общем, четко стоит на позиции антиамериканизма и больше сосредоточена на критике демократов, потому что они много лет реально управляли внешней политикой США, – аргументирует он. – Отсюда более отрицательное отношение к Хиллари Клинтон, на которую возлагается ответственность за все действия администрации Обамы».
Кроме того, как ему кажется, позиции России стала более реалистичной.
«Мне представляется, что это связано с событиями в Сирии. Как я могу заключить из своих наблюдений, российское руководство определенно разочаровалось в сотрудничестве с Асадом, поскольку тот не признает возможности конструктивного диалога с курдами и их права на какую-то государственную автономию», – обобщил Владимир Согрин.
Что касается Владимира Путина, то он в последнее время предпочитает дипломатическую позицию, подчеркнул главный редактор журнала «Новая и новейшая история».
«Его заявление о том, что российское руководство будет строить отношения с любым президентом – обычный прием дипломатии, – резюмировал он. – В отношении же Трампа Путин сохраняет свою прежнюю позицию, которая предполагает, что с Трампом, в принципе, можно выстроить более позитивные отношения». Иными словами, полагает главный редактор журнала «Новая и новейшая история», президент Путин выстраивает линию будущего диалога.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: