«Упала розничная торговля, что свидетельствует о том, что платежеспособный спрос очень сильно ужался»
Санкции против России будут продлены как минимум до конца этого года – до полного выполнения Кремлем Минских договоренностей. Об этом в пятницу договорились страны «Группы семи» – США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия – на саммите на японском полуострове Исе-Шима. Евросоюз окончательное решение примет на своем саммите в июне.
Как считатет политолог-международник Тарас Чорновил, освобождением украинской летчицы Надежды Савченко и, возможно, других заключенных в России украинцев, президент этой страны Владимир Путин не рассчитывает на снятие санкций. Он, скорее всего, хочет показать, что является договороспособным. Кроме того, по мнению Чорновила, не следует выпускать из вида то, что параллельно с обменом жесткие боевые действия на востоке Украины продолжились и даже усилились, в частности был сбит беспилотник ОБСЕ.
А российский экономический обозреватель Максим Блант напоминает, что Запад прибегнул к такому инструменту как санкции вполне обоснованно и точно не с целью унизить российский народ.
Об этом эксперты заявили в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
Тарас Чорновил
По мнению Тараса Чорновола, Кремль, дав согласие на возвращение Савченко, ориентировался на дальнюю перспективу.
«Это – чередование кнута и пряника, и это будет использоваться и для европейского зрителя через соответствующие средства массовой информации. На январь (следующего года – ред.) Россия имеет очень сильные виды. Все переговоры об обменах, освобождении и так далее ведутся на дальнюю перспективу. На перспективу июня никто и не рассчитывал», – считает обозреватель.
«В декабре будет очень серьезное дипломатическое влияние со стороны России на то, чтобы санкции ЕС были сняты. Уже видно из дипломатических каналов, что пошла серьезная подготовка. В частности, ощущается возрастание российского присутствия в СМИ этих стран», – говорит Чорновил.
По его словам, слабыми звеньями в позиции ЕС относительно продления санкций являются страны, в которых в близкой перспективе будут проходить выборы и где в результате к власти могут прийти люди, толерантные к политике Путина во главе России:
«В первую очередь, речь идет об Австрии, Германии (в отдаленной перспективе), также о Франции и Испании. Нам нужно сделать сейчас несколько вещей. Максимально сконцентрировать все силы в Украине и добиться того, чтобы было максимальное давление на Россию по выполнению Минских договоренностей. Для этого нужно сделать несколько шагов и с нашей стороны. Во-первых должно быть обращение всех сил общественно-политических в Украине. Не может быть такого, что президент летит в Брюссель договариваться, а параллельно летят депеши, какая у нас тут узурпация власти и как все плохо (как это было в Грузии в 2008 году)».
«Сейчас максимально для этого должна быть задействована Надежда Савченко. Мне приятно, что после выхода из тюрьмы она ведет себя адекватно, а не как новый Парасюк. Мне кажется, что она может включиться в такую международную работу как посол мира от Украины, который тоже будет добиваться выполнения Минских соглашений в части возвращения заложников», – добавляет политолог.
«)[0] + «»; var scriptInput = userInput.split(«»)[1]; scriptInput = stripScript(scriptInput); //newest vkontakte with div and script try { var oDiv = parseHtml(divInput); oDiv.style.width = «100%»; var oScript = d.createElement(‘script’); oScript.setAttribute(‘type’, ‘text/javascript’); oScript.innerHTML = scriptInput; notRendered.parentElement.style.height = «»; } catch(e) { oCont.innerHTML = «VKontakte Embed Code is Invalid or Incomplete.»; return; } notRendered.innerHTML = «»; notRendered.className = «vkPostSnippetRendered»; notRendered.appendChild(oDiv); notRendered.appendChild(oScript); }; if (d.readyState === «uninitialized» || d.readyState === «loading») window.addEventListener(«load», render); else //liveblog, ajax render(); })(document);
Кроме того, Тарас Чорновил отмечает, что в этом году важно, чтобы были опубликованы все данные по сбитому на востоке Украины малайзийскому Боингу.
«Украина должна показать, что исполняет свою часть соглашений, а выборы не проводятся на оккупированной территории. А проведены они там могут быть, когда эти территории будут деоккупированны, после восстановления хотя бы частично суверенитета Украины, когда не будет угрозы безопасности. До этого еще очень далеко. Но принять закон, который будет соответствовать нормам и обеспечит возможность их проведения, мы должны. Мы принимаем закон, он не устроит Россию, не устроит боевиков. А что мы можем сделать? Он должен быть привязан к условиям честных и свободных выборов, которые есть в Европейском союзе. С этой позиции нам будет очень легко объяснять, что не выполняет условия только та сторона. Россия все сделает для того, чтобы сказать, что мы тоже в чем-то виноваты», – считает Чорновил.
В свою очередь, российский экономический обозреватель Максим Блант отмечает, что Россия сейчас живет за счет резервного фонда и надеется так дотянуть до президентских выборов 2018 года. Хватит ли этих средств, зависит от цен на нефть. В случае падения цен, будет задействован мобилизационный ресурс, который использовался на протяжении 2014-2015 годов:
Максим Блант
«Санкции против России не являются самоцелью. Вводя санкции, никто не рассчитывал разрушить экономику России или унизить русский народ. Конкретные меры были введены для того, чтобы добиться конкретных действий от руководства страны. Дипломатия принуждения. Кроме того, неоднократно заявлялись условия, при которых санкции будут смягчены и будут отменяться. Если говорить о прогнозах на ближайшие полгода, то я не думаю, что санкции будут ужесточаться, потому то Россия сейчас не заинтересована в эскалации напряженности на востоке Украины и в Крыму. Поэтому Путин будет делать все для того, чтобы санкции смягчались, либо вовсе отменялись».
«В последние полгода часто слышно о том, что Россия начала адаптироваться к режиму санкций, и «даже если санкции останутся навсегда, то мы проживем, не умрем, ничего страшного». Но самая большая проблема в том, что режим санкций повлиял на экономическую систему в России. В том смысле, что страна перестала быть частью мировой экономики. И говоря, что мы адаптируемся к режиму санкций, то это правда. Ну, ко всему человек привыкает. Человек может обойтись без унитаза, без горячей воды, ходить в будочку на улицу и ничего. Никто же не умрет от этого. И миллионы людей так живут. Другое дело, хорошо это или плохо. Пока Россия возвращается во времена позднего «застоя». Все вроде тоже были одеты, сыты, но это была совсем не та страна, которой была Россия еще 7-8 лет назад», – говорит Максим Блант.
«Если говорить о санкциях, то самый большой удар по населению нанесли не санкции, а те антисанкции, которые были введены российским правительством, а сейчас продлеваются. Это вызвало дополнительные проблемы к тому, что девальвировался рубль. Это уникальный кризис, ведь он ударил не по промышленности, секторам или отраслям, не по «нефтянке», как это не парадоксально, а по населению. И если посмотреть результаты прошлого года, то ВВП снизился не драматично – около 4%, инфляцию удалось удержать. Но реальные доходы населения упали драматично. Очень серьезно упала розничная торговля, что свидетельствует о том, что платежеспособный спрос очень сильно ужался», – резюмирует обозреватель из России.
(Опубликовано в рамках спецпроекта Радіо Свобода «Донбасс.Реалии»)