Любителям истории спецслужб предстоит оценить, насколько значимы документальные доказательства специфической работы российских спецслужб
Громкому делу братьев Заславских исполнилось уже восемь лет. Напомним: сотрудники компании «ТНК-ВР» Илья и Александр обвинялись в передачи конфиденциальной промышленной информации английским и украинским спецслужбам. Сам Илья Заславский утверждает: он всего лишь выполнял свои должностные обязанности, собирая открытую информацию о состоянии нефтегазовой отрасли в стране. При этом часть собранной им информации действительно попадала к британцам по той простой причине, что английская компания British Petroleum с 2003 года владела 50% акций ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», то есть являлась законным совладельцем фирмы.
«Я работал в газовом блоке «ТНК-ВР», и формально моим начальником был Виктор Вексельберг, являвшийся одним из акционеров компании. Однако на практике основные дела вели его заместители, британцы. Изначально меня обвиняли в госизмене, а затем предъявили очень редкую статью о промышленном шпионаже», – пояснил Заславский в интервью Крым.Реалии.
Сам Илья уверен: целью чекистов было выполнение заказа российских олигархов о вытеснении британцев из бизнеса.
«Еще в 2005 году один из акционеров и одновременно исполнительный директор компании Герман Хан начал воевать с англичанами и возмущался тем, что мы позволяем британцам иметь доступ к стратегическим картам с нефтью и газом. Однако тогда скандал удалось замять. Вообще же обвинение против меня было действительно абсурдно и странно, ведь в нем не было даже потерпевшей стороны. Формально следствие утверждало, что я пытался получить документы у «Газпрома», но «Газпром» не выступал в качестве стороны, претерпевшей ущерб. В конце ФСБ и вовсе переквалифицировала статью в покушение на преступление. При этом я был членом Межведомственной комиссии при Минэкономразвитии и имел совершенно легальный доступ к официальным долгосрочным стратегиям «Газпрома», – поясняет Заславский.
Илья признается: документы он действительно получил, но никакого секретного характера они не носили, и, будучи официальными программными стратегиями, публиковались даже в ряде центральных газет.
«По сути, это был предлог для того, чтобы прийти в «ТНК-ВР» с обысками – акция, направленная на запугивание англичан. Но интересно другое. Под предлогом моего дела ФСБшники провели в компании массированные обыски и выяснили, что за семь месяцев до предъявления обвинения мне, в середине 2007 года Минпромэнерго официально прислало генеральную схему газовой отрасли «Газпрома» в «ТНК-ВР» с официальным письмом, хотя формально на ней стоял гриф коммерческой тайны. Обнаружив это, ФСБ пришла к выводу, что необходимо завести по этому факту отдельное уголовное дело в отношении Минпромэнерго и его адресатов в «ТНК», а именно, лично Вексельберга, который, получив документ, переслал его остальным сотрудникам. Тем не менее, никакого дела заведено так и не было. В СМИ говорили только об обвинении в отношении меня и брата, тогда как реальное нарушение Минпромэнерго и Вексельберга не повлекло никаких последствий. Этот факт прямо свидетельствует о сговоре ФСБшников и российских олигархов», – уверен Илья Заславский.
Однако это было не единственным фактом, вызвавшим удивление Заславского. В начале 2009 года ФСБ закончила следствие и передала дело в суд, начав параллельно возвращать некоторые неважные улики сотрудникам ТНК. Вместе с грудой мусора чекисты переслали своим знакомым из службы безопасности компании копии протоколов обыска. Те же, не разобравшись, передали их вместе с остальными вещами в газовый блок. Таким образом, на руках у Заславских оказался весь перечень документов, изъятых ФСБшниками.
«Мы были в шоке от того, что творила ФСБ под предлогом моего «шпионажа». Во-первых, здесь указано, что документы были изъяты в рамках моего производства по моему делу, а значит, обвинение обязано было ознакомить меня с ними. Но в материалах моего дела этих протоколов не было, и они ни разу никогда не всплывали публично, что как минимум нарушает мои процессуальные права. Из перечня изъятых материалов видно, что одного из акционеров ТНК Мьюира Джонатана, уже тогда близкого к российским олигархам, вызывали на допрос, и получали у него какие-то материалы, касающиеся британцев. Также было изъято множество документов, касающихся Украины, включая даже «Устав организации ветеранов Украины». Почему в рамках моего дела «широким неводом» были собраны украинские документы, в принципе непонятно», – удивляется Илья.
Наш собеседник поясняет: у «ТНК-ВР» имелись многочисленные активы в Украине. Именно это, кстати, позволило российским пропагандистам назвать братьев Заславских не только британскими, но и украинскими шпионами, добавив, что «в России действуют ещЕ как минимум десяток украинских агентов, занимающихся в основном промышленным шпионажем и сбором информации, касающейся энергетики». При этом, по утверждению Ильи, никакой связи с его делом собранные документы не имели.
«Для меня очевидно, что ФСБ как минимум искала компромат, в том числе на англичан и украинцев. Как они воспользовались добытыми сведениями, неизвестно», – отмечает Заславский.
От себя добавим, что ранее проживающий в Украине советский диссидент Яков Осмоловский уже сообщал, что у ФСБ имелся компромат на многих украинских политиков и сотрудников спецслужб, что позволило российским чекистам выстроить беспрецедентную агентурную сеть в соседней стране. Остается только догадываться, как русские спецслужбы использовали информацию, добытую из «ТНК-ВР».
«Многие из изъятых документов носили конфиденциальный и даже секретный характер, а к части из них у чекистов, возможно, даже не было официального допуска. В перечне фигурирует правительственная и депутатская переписка, региональные и федеральные законопроекты по недропользованию, документы на бланках «Роснефти» и «Газпрома», а также переписка Николая Патрушева с бывшим в тот период премьер-министром России Виктором Зубковым», – перечисляет Илья.
Илья Заславский подчеркивает: вся история с его уголовным делом свидетельствует о партнерстве ФСБ и олигархов. И те, и другие выступали с одинаково агрессивными заявлениями по поводу присутствия англичан в компании, а бывший генерал МВД Сергей Новоселов, отвечающий за безопасность в ТНК, напрямую сотрудничал с ФСБ.
«Он известен тем, что в 2001 году прикрыл Путина от уголовного преследования. По моему делу – тем, что клеветал на меня прямо на суде. Учитывая, что вся система безопасности «ТНК-ВР» находилась под контролем олигархов, Новоселов не мог действовать независимо от них. Его департамент находился в прямом подчинении Герману Хану», – утверждает Илья.
В итоге в 2009 году Илья Заславский был условно осужден на два года за промышленный шпионаж. Теперь он уже несколько лет проживает в США, и только недавно решился обнародовать случайно попавшие к нему протоколы. На днях Илья передал документы в Международный музей шпионажа в Вашингтоне. Любителям истории спецслужб еще предстоит оценить, насколько значимы документальные доказательства, мягко говоря, специфической работы российских спецслужб, и то, способны ли собранные документы причинить реальный ущерб Великобритании или Украине.