Кирилл Логинов – о том, почему конфликт властей в Севастополе рано или поздно вновь станет реальностью
Специально для Крым.Реалии
Есть такой популярный сюжет фильмов в жанре sci-fi, когда герои попадают в петлю времени, из которой не могут выбраться. Раз за разом они проживают одни и те же события, предпринимая попытки исправить какую-то сложную ситуацию. Но все они оказываются тщетными и приводят к одному и тому же плачевному результату.
Такой фильм как будто снимается в Севастополе. Кремль решил отмотать назад ситуацию в городе на 2,5 года назад. Замена консервативного военного Сергея Меняйло на представителя генерации менеджеров Дмитрия Овсянникова не только свидетельствует о стремлении пойти на встречу Алексею Чалому, чья игра в оппозицию вызвала обеспокоенность в кремлевских кабинетах. Эта еще и попытка российских властей на фоне катастрофической нехватки бюджетных средств сократить расходы на «город русских моряков».
Киндер-сюрприз
В окружении бывшего «народного мэра» восприняли отставку Сергея Меняйло и назначение врио губернатора Дмитрия Овсянникова как важную стратегическую победу Алексея Чалого и команды. По российскому законодательству Меняйло должен был оставаться на своей должности до осени 2019 года, но Чалый и Ко объявили против губернатора настоящий крестовый поход, всеми силами стремясь добиться его отставки. Особенно усердствовал в этом предприниматель и кандидат в Госдуму от «Партии Роста» Олег Николаев, чей ресторан, построенный в историческом центре Севастополя, пытались закрыть местные власти. Он начал свою предвыборную кампанию с попытки собрать 100 000 подписей под обращением к Путину с просьбой снять Меняйло с должности. Однако адмирал-губернатора отправили в качестве президентского полпреда в Сибирский федеральный округ раньше, чем предприимчивый владелец ресторана «Остров» смог реализовать свой предвыборный PR-ход.
Сама биография Дмитрия Овсянникова говорит о том, что он может оказаться удачным партнером для Чалого. Ему 39 лет. Начав карьеру в Удмуртии, получил опыт работы не только на крупных промышленных предприятиях, но и в государственных структурах. При этом привлекает внимание, что Овсянников почти никогда не был первым лицом. Его послужной список включает должности коммерческого директора, заместителя директора, заместителя начальника департамента, заместителя министра промышленности и торговли. Складывается впечатление, что в Кремле специально подбирали кандидата под Чалого, который видит себя владельцем ЗАО «Севастополь», а губернатора – наемным менеджером.
Севастополь – город пенсионеров. Пикейные жилеты и «лидеры мнения» вроде приближенного к любой власти Ивана Ермакова, бывшего представителя президента Украины в Севастополе в 1992-1994 гг., а ныне лидера местной ячейки партии «Патриоты России», встретили нового назначенца хоть и подобострастно, но с долей снисходительности. В городе его окрестили «счетоводом», «киндер-сюрпризом» (по аналогии с Сергеем Киреенко) и из уст в уста передают историю, как на день российского флота вновь прибывшего врио, якобы, отказались пустить на адмиральский катер, где он должен было находиться по своей должности.
Первые же политические шаги Овсянникова показывают, что он получил задание уладить конфликт с Алексеем Чалым, чтобы не допустить политического брожения в Севастополе. Исполняющий обязанности встретился с депутатами из чаловской команды, предложил «герою» русской весны вернуться на должность председателя Законодательного собрания и выразил надежду, что вместе с Чалым добьется победы Севастополя в государственном конкурсе Energy.net. Этот проект предполагает предполагающий государственное финансирование реконструкции энергетических сетей является в последнее время коньком Чалого, так как именно с этой сферой были связаны его бизнес-проекты.
23 августа Овсянников подписал указ о расторжении трудового договора Евгением Дубовиком. Дубовик – профессиональный замполит, пришел в городскую политику после первого Майдана. Возглавил в Севастополе ячейку ПСПУ Натальи Витренко, прославившуюся продажей мест в партийном списке элементам с криминальной репутацией. При Меняйло возглавил Департамент внутренней политики и считается одним из главных недоброжелателей «команды Чалого». Среди возможных преемников Дубовика называют фамилию Сергея Градировского – в прошлом редактора альманаха «Остров Крым», а ныне пиарщика Чалого.
Петля времени
В своем интервью карманному городскому каналу НТС, посвященному смене власти в Севастополе, Алексей Чалый заявил: «В очередной раз приходится пожалеть о том, что два года были потеряны впустую». Так он ответил на вопрос журналиста, стал ли Севастополь более состоятельным с экономической точки зрения после событий 2014 года.
Два года назад в Кремле возобладало видение российского будущего Севастополя как цитадели военных, отставников и пенсионеров, непотопляемого крейсера русского духа, который производит исключительно имперское величие и патриотизм. Крымский полпред Олег Белавенцев и адмирал-губернатор Сергей Меняйло должны были символизировать нерушимый союз ВПК и Черноморского флота под бдительным оком министра обороны Сергея Шойгу. Концепция предполагала, что Севастополь, являясь городом-гарнизоном, будет не зарабатывать деньги, а получать их в виде дотаций, субсидий, трансфертов, а местная власть попросту распределять их.
Но уже к лету 2015 года стало понятно, что, во-первых, денег на нужды города катастрофически не хватает, а во-вторых, весьма сомнительна эффективность их использования.
Чалый в течение последних месяцев усиленно транслировал в Кремль несколько тезисов. Он утверждал, что знает, как наполнить севастопольский бюджет за счет привлечения инвесторов, как тратить бюджетные средства более эффективно и как решить проблему дотационных государственных унитарных предприятий (ГУП). ГУПы – это бывшие украинские коммунальные предприяти, включая дотационные ремонтно-эксплуатационные предприятия и транспортные предприятия вроде «Севэлектротранса», в просторечии известного как «Севтроллейбус».
Надо отметить, что благодаря военно-патерналистской психологии Меняйло и его команды в Севастополе достаточно долго удавалось сохранять относительно низкие цены на коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте на фоне невиданной с 90-х годов инфляции. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается.
Уже с начала лета в городе началось поэтапное повышение цен на общественный транспорт и коммунальные услуги с перспективой значительного их роста в ближайшие месяцы. При низком уровне доходов это будет очень болезненно для севастопольцев.
Чалый правильно уловил настроения в кремлевских кабинетах, многократно повторяя мантру о необходимости отмены субсидий для ГУПов и выставляя Сергею Меняйло нереально короткие сроки для выполнения этой «хотелки».
– Я хочу заметить, что ГУПы являются по своему определению предприятиями коммерческими, они призваны зарабатывать. Вместе с тем, эти коммерческие предприятия ежегодно и регулярно требуют субсидий из городского бюджета. С моей точки зрения, такой подход неприемлем, – заявил он на сессии Заксобрания во время обсуждения проекта бюджета в марте 2016 года.
Таким образом, неожиданная рокировка с заменой Меняйло на Овсянникова, возможно, объясняется необходимостью срочно выровнять севастопольский бюджет на следующий год. При этом часть затрат предполагается переложить на потребителей, а часть бюджетных дыр заткнуть за счет инвестиционных проектов Чалого, которые предполагают лоббирование интересов близких ему коммерческих и политических структур (группы компаний «Таврида Электрик», винодельческие проекты, связанные с именами Олега Николаева и Бориса Титова и другие).
Чалый в «белом»
Существенное повышение тарифов и возможная приватизация ГУПов в обстановке низкого доверия к Меняйло могла бы вызвать серьезные потрясения в городе. Что касается тандема Чалого и Овсянникова, то у первого есть кредит доверия и севастопольцы, вероятно, безропотно согласятся затянуть пояса в ожидании построения чаловских Нью-Васюков к 2030 году.
Но для этого нужно, чтобы Чалый взял на себя часть политической ответственности, вернувшись в кресло председателя Заксобрания. Такой месседж был уже публично озвучен врио губернатора. Но сам Алексей Михайлович, судя по всему, еще не сделал окончательно выбора. Очень уж ему хочется остаться народным героем в «белом». Поэтому не исключено, что вместо создания «тандема» с губернатором он предпочтет роль главы «триумвирата», стоящего как над Заксобранием, которое возглавит преданная ему Екатерина Алтабаева и так и над правительством, сохранив возможность вызывать на ковер к своим нукерам с депутатскими мандатами руководителей исполнительной власти.
Другая возможная стратегия со стороны Чалого и его окружения – форсирование поправок в Устав, предполагающих выборы губернатора. На фоне паники в среде «меняйловских» депутатов Заксобрания, не исключено, что эта поправка наберет необходимое количество голосов. Тогда Овсянников так и останется в ранге неутвержденного исполняющего обязанности.
Однако, как кажется, в окружении Чалого испытывают слишком большое головокружение от успехов и недооценивают нового врио. Его первые публичные заявления и шаги выдают в нем опытного и хорошо подготовленного аппаратчика, располагающего скамейкой запасных для формирования своей команды. Вряд ли его привлекает перспектива стать мальчиком для битья для амбициозного «народного мэра». А это значит, что рано или поздно конфликт властей в Севастополе вновь станет реальностью, а севастопольцы еще почитают в подконтрольных Чалому СМИ статьи о захватившей город «удмуртской мафии».
Кирилл Логинов, крымчанин