Он мог быть нашим современником – в этом году Мусе Мамуту исполнилось 85. Если бы в расцвете сил его не убила советская репрессивная система
В Украине сегодня идет процесс декоммунизации – сложный, но крайне необходимый для развития страны и общества.
Но декоммунизация – это не только смена топонимики. Это глубинный процесс очищения всего общества, воспитание молодежи, а значит – это новые учебники и учебные пособия.
Часть процесса декоммунизации – осуждение коммунистического прошлого. Наконец, нужно сказать громко, во всеуслышание – украинские коммунистические власти были соучастниками преступной политики центральных властей и активными проводниками антикрымскотатарской политики в 1950-х-1991 годах.
В последнее время неоднократно говорилось о несовершенстве украинских учебников гуманитарного цикла, о том, что в них практически не представлены события, связанные с историей крымскотатарского народа. Одной из существенных лакун является полувековая, поистине героическая борьба крымских татар за возвращение в Крым. В числе трагических фигур этой истории – активист крымскотатарского национального движения Муса Мамут.
Он мог быть нашим современником – в этом году Мусе Мамуту исполнилось 85. Если бы в расцвете сил его не убила советская репрессивная система, долгие годы проводившая политику дискриминации, а по сути геноцида целого народа. Ни один из убийц Мусы не только не наказан, но некоторым из них даже стоят памятники в Крыму…
Муса Мамут родился 20 февраля 1931 года в Крыму в деревне Узунджи Балаклавского района. В первые же месяцы изгнания от голода погибли два младших брата и обе сестры Мусы. Уже в 13 лет подросток начал работать грузчиком в хлопкопункте. В январе 1956 года, имея 4-классное образование, юноша поступил в училище механизации сельского хозяйства.
Но мечта вернуться на родину не оставляла Мусу. В апреле 1975 года, в самый разгар гонений на крымских татар в Крыму, вместе с семьей он приехал на полуостров. Муса купил дом в селе Донское Симферопольского района, но в нотариальном оформлении купленного дома и в прописке его семье было отказано. А вскоре против него и его жены Зекие было возбуждено уголовное дело по обвинению в нарушении паспортного режима.
Предпринимавшие в 1970-х-начале 1980-х годов отчаянные попытки поселиться на исторической родине крымские татары не знали, почему и после реабилитации, провозглашенной Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года, они не могут жить в Крыму.
23 апреля 1976 года Муса был арестован, а в мае Симферопольский районный суд за нарушение паспортного режима приговорил Мамута к двум годам лишения свободы в лагере общего режима. Его жена была приговорена также к двум годам лишения свободы, но условно – у нее на иждивении было трое несовершеннолетних детей.
Отбывал срок Муса в лагере Кременчуга Полтавской области. За добросовестное отношение к труду и примерное поведение был освобожден раньше предусмотренного приговором Симферопольского суда срока и вернулся в Крым, в Донское.
Но на этом страдания семьи не закончились… Им по-прежнему отказывали в прописке и требовали, чтобы они покинули пределы Крыма.
20 июня 1978 года против Мусы и его жены было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в нарушении паспортного режима. Мамут при объявлении постановления о возбуждении нового уголовного дела заявил, что он в руки правоохранителей больше живым не дастся.
Спустя три дня, утром 23 июня, когда участковый милиционер явился к нему в дом, чтобы доставить его к следователю, случилось непоправимое…
Муса Мамут облил себя бензином и поджег. Через пять дней, 28 июня 1978 года, в Симферопольской горбольнице от полученных ожогов он скончался…
Похороны Мусы Мамута 30 июня 1978 года. Архив Международного общества «Мемориал»
Писатель, правозащитник, узник сталинский политических лагерей Григорий Александров посвятил Мусе Мамуту пронзительную поэму «Факел над Крымом», которая широко разошлась в самиздате. Она стала вехой в творчестве Александрова. Он сам написал об этом так: «От Мустафы Джемилева 1-го июля 1978 года я впервые услыхал о самосожжении Мусы Мамута – через три дня после его смерти. Сам выехать в Крым не мог: был нездоров, вскоре слег в больницу… Поэму «Факел над Крымом» я начал писать дома, а окончил в больнице. Ее многократно переписывали от руки и перепечатывали на машинках». Поэма была написана в июле-ноябре 1978 году, восстановлена автором в мае 1990 года. В самиздате она распространялась под псевдонимом Григорий Михайлов.
В эпиграфе автор пишет, что «все, о чем рассказано в поэме – только правда. Имена, события и даты не изменены – документально достоверны».
Свое поэтическое повествование Александров начинает с рассказа о птице Феникс, которая, сгорая на костре, – не умирала, а возрождалась вновь:
А сокровенный смысл сказания – такой:
Кто сжег себя своей рукой
Во имя правды, чистой и святой,
Тот в памяти людской
Навек останется живой.
А затем следует рассказ о трагической доле крымского татарина, чья вина заключалась лишь в том, что он хотел жить на своей родной земле:
Год семьдесят восьмой.
Июнь.
День – двадцать третий.
Муса проснулся на рассвете.
Спокойно спят жена и дети,
И он бы рад уснуть,
Душой усталой отдохнуть.
Но мысли грустные гнетут,
Терзают, мучают и жгут.
Давно минувшие года.
Их не забудешь никогда!
Толпятся в памяти, бегут,
То сердце ранят, то зовут.
Из бездны вечности суровой
Тень прошлого с собой ведут.
Они воскресли к жизни новой,
Как совести правдивый суд.
И будят в нем воспоминанья
О черных днях, о днях страданий.
Муса вспоминает себя тринадцатилетнего, страшный день 18 мая, крик конвоиров: «Прибавить шаг! Скорей!! Скорей!!! Стон, слезы женщин, плач детей… Их бьют и гонят, как зверей».
Проходят годы, а крымские татары все так же живут не чужбине. Муса решается на отчаянный шаг – он должен вернуться на родину! Но в Крыму ни Мусу, никакого другого крымского татарина никто не ждет:
– Геть звидсиля! – в лицо ему кричат, –
Тикай к себе домой.
– Я не уйду.
Здесь – дом родной.
– Ах, так? Ну, ладно! Мы с тобой
Поговорим теперь иначе.
– А как?
– Дa срок дадим, в тюрьму упрячем!
Ты сдохнешь там! Мы не заплачем.
– В тюрьму посадите? За что?
– Не знаешь?
– Нет!
– Тогда запомни наш ответ:
У вас отсюда две дороги:
Одна – прямесенько в тюрьму.
Другая… рвите без оглядки
Да так, щоб засверкали пятки.
Мучителен и страшен уход из жизни Мусы Мамута. Он отдал жизнь за родину, за свою семью, за свой народ:
За тебя я, Отчизна, безмерно страдал,
Я любил твое море, цветы и детей,
За тебя свое сердце и душу отдал,
За тебя и за изгнанных близких людей.
Перед смертью народу всему завещал
Жить на Родине вечно,
Трудиться на ней,
Среди милых родных и желанных друзей.
23 июня 1978 года в знак протеста против дискриминационной политики советских властей в отношении крымскотатарского народа подверг себя самосожжению Муса Мамут…
За несколько месяцев до этой трагедии, 22 января 1978 года Олекса Гирнык, украинский диссидент, бывший политзаключенный совершил акцию самосожжения против русификации украинского народа возле могилы Тараса Шевченко близ Канева.
Самосожжение Олексы Гирныка
Имя Олексы Гирныка сегодня знают едва ли не все в Украине, лишь единицам известна судьба Мусы Мамута…
Убеждена, в нашей общей истории борьбы и победы над тоталитарным советским режимом – их имена когда-нибудь будут стоять рядом, а произведения их русского побратима – узника сталинских лагерей и брежневских психушек Григория Александрова – будут изучать наши дети и внуки…