Крымский вопрос уже традиционно является одной из основных тем ежегодной конференция ОБСЕ по человеческому измерению
В эти дни в Варшаве (Польша) проходит ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению. Крымский вопрос после российской аннексии полуострова уже традиционно является одной из основных ее тем. Представители украинской делегации рассказали Крым.Реалии о европейских настроениях относительно Украины и смене вектора российской пропаганды.
После российской аннексии Крыма площадка в ОБСЕ превратилась в поле для публичных баттлов между украинскими и российскими делегациями, которые представляют свои диаметрально противоположные доклады о ситуации на полуострове.
Активную поддержку делегации из России традиционно оказывают представители многочисленных российских неправительственных организаций, которые, тем не менее, подконтрольны властям и поддерживают кремлевскую политику. Нынешний год не стал исключением, однако некоторые существенные изменения все же были замечены.
В России сэкономили на группе поддержки?
Украинские активисты и правозащитники отмечают, что в этом году в пуле российской делегации было значительно меньше провластных СМИ и общественников, чем в предыдущие годы.
Об этом, в частности, говорит бывший политзаключенный Геннадий Афанасьев, который участвовал в нынешней конференции ОБСЕ в новом статусе – специального представителя Министерства иностранных дел Украины.
«Исходя из той информации, которую я получил, общаясь с другими участниками конференции и по моим собственным наблюдениям, можно сказать, что таких российских организаций, которые приезжают для внесения деструктива, в этом году было мало. Я лично вообще их не видел, потому что на те мероприятия, в которых участвовал я, они не приходили. Поэтому, возможно, санкции действуют, и в России уже не могут найти денег на то, чтобы привезти в ОБСЕ всю свою группу поддержки», – заявил спецпредставитель МИДа в комментарии Крым.Реалии.
Его слова подтверждает и заместитель координатора общественной инициативы «Крым-SOS» Евгения Андреюк, которая также заметила, что представители российской делегации в этом году сменили акценты в своих выступлениях: «В этом году провластные российские организации, которые участвуют в конференции ОБСЕ, делают акцент в основном на пленарных заседаниях российской делегации. То есть дополнительные мероприятия, в которых они обычно принимали активное участие, особенно во время выступлений украинской делегации, в этом году они практически не посещают. И также их выступления в основном сконцентрированы не на Донбассе, как было ранее, а на Крыме».
Изменился и персональный состав в пуле российской группы поддержки. На смену скандальному появлению в ОБСЕ вице-премьера подконтрольного России правительства Крыма Дмитрия Полонского в прошлом году теперь в составе российской делегации оказался менее влиятельный глава крымской организации Союза журналистов России Андрей Трофимов.
Кроме того, как стало известно Крым.Реалии, на конференцию ОБСЕ в составе российской делегации прибыл один из заместителей Муфтия мусульман Крыма, который намерен выступить в секции о свободе вероисповеданий на аннексированном полуострове.
«Оккупация и аннексия – это «язык вражды»
Выступление Андрея Трофимова, посвященное ситуации со свободой слова в Крыму, вызвало бурю возмущения в журналистском сообществе крымчан-переселенцев и среди общественных активистов. Видео выступления обнародовала в Facebook первый заместитель министра информполитики Украины Эмине Джеппар.
Выступая в ОБСЕ, Андрей Трофимов отрицал существование многочисленных фактов нарушений прав крымских журналистов, заявив, что подобные заявления являются пропагандой. А применение к крымским событиями весны 2014 года терминов «аннексия» и «оккупация», по его мнению, является проявлением «языка вражды».
«Ситуация в Крыму и жизнь современных крымчан, к большому сожалению, окутаны множеством мифов и откровенной лжи. Все те, кто ведут информационную войну, апеллируют к чувствам и эмоциям, вводят специальный «язык вражды», используют такие болезненные термины, как «оккупация», «аннексия», «враг», «захват», «убийство», «принуждение» и так далее. Я же хочу отойти от этого и апеллировать фактами. А факты говорят о том, что сегодня на территории Крыма постоянно выходят 435 СМИ. Свыше 50 из них декларируют триязычие для своей аудитории. Хочу подчеркнуть, что за два с половиной года нашей работы к нам не поступило ни одного заявления от журналистов, которые работают на территории Крыма, с какой-либо информацией о том, что их права или законные свободы и интересы каким-то образом нарушаются или ограничиваются», – утверждает глава крымской организации Союза журналистов России.
Отдельно он высказался и о крымском журналисте Николае Семене: «Я лично трижды встречался со следователем, который ведет его дело и данная ситуация находится у нас под контролем. Поэтому говорить, что Николай Семена брошен и никто им не интересуется и его судьба безразлична, категорически неправильно».
И первый, и второй эпизоды выступления Андрея Трофимова сложно назвать объективными. В частности, говоря о контроле ситуации с Николаем Семеной, он упоминает только контакты со следователем ФСБ. В то же время, оба адвоката журналиста заявили Крым.Реалии, что представители Союза журналистов России никогда не контактировали с ними и не пытались узнать их мнение о ситуации. Поэтому говорить о каком-либо объективном контроле за ситуацией, по их мнению, невозможно.
Евгения Андреюк называет доклад Андрея Трофимова манипулятивным: «Я выступала сразу же после него. Он назвал цифру – 435 крымских СМИ, которые сейчас работают на полуострове. Но он не говорит, что вообще-то ранее в Крыму их было около тысячи, а после начала оккупации количество СМИ сократилось на 88%. Он очень интересно сформулировал и по поводу Семены, что «мы про него не забыли». Но мы вообще-то говорим не о том, что его забыли, а о том, что его незаконно преследуют. Это разные вещи».
О выступлении Андрея Трофимова также высказался Независимый медиа-профсоюз Украины, который осудил не только распространение недостоверной информации о ситуации в Крыму, но и сам факт появления в ОБСЕ «представителя одной из сторон конфликта между Украиной и Россией, который не может выступать на международной арене как независимый эксперт».
«Реплики России вызывали улыбки у делегатов ОБСЕ»
О распространении пропаганды в ОБСЕ представителями российской делегации говорит и координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник, которая озвучивала доклад о свободе собраний и ассоциаций в аннексированном Крыму. В частности, она заявила о запретах и разгонах мирных акций и митингов в Крыму и преследованиях их участников, преследованиях Меджлиса крымскотатарского народа и его членов, давлении на участников украинских организаций, начиная с Украинского культурного центра и заканчивая прихожанами УПЦ Киевского патриархата.
«Так совпало, что наши выступления шли сразу же после выступлений представителей России. И это помогло противодействовать той, мягко говоря, дезинформации, о которой говорят представители российской делегации. Отмечу, что очень часто реплики представителей российской делегации вызывали откровенные улыбки на лицах у представителей правозащитного сообщества и даже делегатов ОБСЕ, так как в основном это были спичи не о правах человека, о чем надо говорить, а спичи киселевского пропагандистского формата», – говорит Ольга Скрипник.
В целом представители украинской делегации утверждают, что увидели готовность многих европейских стран продолжать борьбу за целостность Украины. В этом году четко высказались об этом делегации США, Канады и Литвы.
«В целом позиция по Украине у международного сообщества есть, она заключается в том, что Россия находится на ее территории незаконно. Конечно, российская сторона пытается сделать многое, чтобы это изменить. Но сейчас позиция ОБСЕ остается прежней: что Крым оккупирован и должен быть освобожден. Россия на конференции упоминалась многими делегациями как одна из самых агрессивных стран и чаще всего о ней говорили в контексте массовых нарушений прав человека в связи с конфликтом с Украиной», – говорит координатор Крымской правозащитной группы.
По словам украинских активистов, в поддержку Украины многие иностранные делегаты высказывались и в частных беседах, заявляя, что «видят и понимают все, что делает Россия».