Насколько важно морское сообщение для аннексированного Крыма?

10 марта стало известно, что Турция не принимает турецкие корабли, возвращающиеся из Крыма в ее порты. Почему это произошло и что означает? Насколько важно морское сообщение для аннексированного Крыма? Как Украина реагирует на нарушение морского права международными компаниями? Гости эфира – украинский журналист Максим Гардус, юрист-международник, председатель Украинского морского независимого профсоюза Борис Бабин и турецкий политолог Тогрул Исмаил.

SoundCloud

​Во время аннексии Россия захватила все порты Крыма с украинским имуществом. С июля 2014 правительство Украины прекратило функционирование всех крымских портов, гавани закрыли для международного судоходства. В декабре 2014 европейским компаниям запретили оказывать туристические услуги в Крыму, а круизным кораблям – заходить в порты полуострова. С мая 2015 Кабмин Украины официально исключил крымские порты из перечня открытых для иностранных судов. С момента аннексии Госпогранслужба Украины отследила более 500 судов, нарушивших украинское законодательство заходом в порты Крыма, а с 2016 ведомство имеет право задерживать такие суда и грузы. В прошлом году было арестовано первое судно – «Скай мун» под флагом Танзании, перевозившее груз соды из Севастополя в Молдову. По данным фонда «Майдан иностранных дел», за январь 2017 в крымские порты зашли 73 корабля, из которых 57 – под российским флагом.

– С нами на связи украинский журналист, эксперт в транспортной сфере Максим Гардус. Максим, насколько Крым сейчас зависит от морских поставок?

Гардус: Очень сильно, ведь большинство продукции на территории Крыма не производится. Это нефтепродукты, продукты питания, стройматериалы, автомобили – все завозится по морю.

– Что за грузы возят корабли из Турции, Румынии и Египта, замеченные в портах Крыма?

Гардус: Турция – в первую очередь продовольство. Турецкие суда ходят между Турцией и Крымом. Суда с экзотическими флагами вроде Танзании на самом деле не танзанские, они зафрахтованы для перевозок. А вот суда с турецкими флагами турецкими и являются, они экспортируют продукты питания, импортируют промышленные товары – соду, стройматериалы.

– Во время недавнего официального визита премьер-министра Украины Владимира Гройсмана в Турцию ему сообщили, что государство запретило своим судам посещать оккупированный Россией Крым. Это проявление дружественности официальной Анкары по отношению к Киеву. Прекратят ли турецкие суда ходить в Крым после такого заявления?

Гардус: Увы, это не столько жест дружбы с Украиной, сколько сигнал президента Реджепа Тайипа Эрдогана российскому президенту Владимиру Путину. Когда в российско-турецких отношениях наметилось потепление, Путин обещал снять эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции. А Россия для Турции – очень важный рынок. Конечно, это не первое обещание, которое не выполнил Путин. Эрдоган очень обиделся и подал сигнал. И, кстати, на турецких сайтах информации о запрете турецким судам заходить в порты Крыма нет. Мы же знаем, что в Турции очень влиятелен силовой блок. Прими власть такое решение – его не осмелились бы нарушать. И после такой ноты должен быть приказ от Министерства транспорта о запрете захода в порты Крыма. Если такой приказ появится, будет о чем говорить. Пока же это только слова.

– В начале марта появилась информация о том, что заходившие в порты Крыма турецкие суда не пускают обратно в Турцию. Что вы об этом знаете?

Гардус: Увы, такой информации у меня нет. По словам моих коллег, турецкие органы упорно молчат о том, почему суда не пускают. Не исключено, что есть устное распоряжение Эрдогана или секретный приказ о выполнении антикрымских санкций. Но открытого, повторюсь, пока нет. Судовладельцы тоже остаются в неведении, корабли стоят на рейдах и не могут зайти в порты.

– С нами на связи турецкий политолог Тогрул Исмаил. Тогрул, в интервью изданию «Правда.ру» эксперт Центра политических исследований Семен Багдасаров сказал, что недопуск турецких судов в порты Турции из Крыма связан с российской политикой в Сирии. Якобы Россия не дает туркам войти в город Манбидж, находящийся под контролем курдских формирований, и недопуск судов из Крыма – элемент шантажа. А с чем, по вашему мнению, связан недопуск судов в порты Турции?

Исмаил: Российский и турецкий взгляд на проблему Сирии противоположны. Говорить о том, что наши страны договорились в вопросе Сирии, преждевременно. Несмотря на потепление отношений, они так и не вернулись к докризисному уровню. Хотя Багдасаров, на мой взгляд, традиционно перебарщивает. Недопуск судов можно объяснить и недовольством турецкой власти российской стороной. Но Турция, как член международного сообщества, согласно международному морскому праву не может принимать корабли с оккупированных территорий. На такие суда должен быть наложен арест. Так что, думаю, дело или в давлении международного сообщества на Турцию, или же Турция использует момент, чтобы надавить на Россию. Но все это в рамках международного морского права.

– Как вы думаете, издаст ли турецкая сторона какой-либо документ, регулирующий запрет турецким судам заходить в порты Крыма?

Исмаил: Думаю, да – особенно на фоне соглашения о том, что граждане Украины и Турции смогут посещать эти страны без загранпаспортов, по упрощенной процедуре. Это говорит о сближении двух стратегических партнеров. Что касается запрета на заход в порты Крыма, есть суда, которые могут заходить в Крым контрабандным путем. Но их действия незаконны, и распоряжение вряд ли на них повлияет. Корабли могут сначала заходить в российские порты, а потом в крымские.

– С нами на связи юрист-международник, председатель Украинского морского независимого профсоюза Борис Бабин. Борис, понесли ли когда-нибудь турецкие суда наказание за заход в крымские порты?

Бабин: Есть минимум одно судно, которое с 2015 года задержано в Херсоне. Судно под экзотическим флагом, но владелец турецкий. Судно задержано в рамках уголовного производства за заход в закрытый крымский порт, окончательного приговора нет, поскольку нет обвиняемых и осужденных – это просто имущество, задержанное по решению судьи. Судно стоит уже два года, очевидно, что владелец понес колоссальные убытки. Но это единственный пример. Корабли турецких судовладельцев после захода в Крым в украинские порты стараются не заходить. А вот суда, более-менее безнаказанно ходящие между украинскими и крымскими портами, в основном находятся в собственности украинских же олигархов, крупного бизнеса. Флаг на них при этом может быть любой. Турки не могут позволить себе такой «крыши» в украинских спецслужбах и пограничных органах. Потому они не заходят в украинские порты.

– Есть ли реальная ответственность за заход в порты Крыма?

Бабин: Главная ответственность – владельцы судов утрачивают свое имущество, если судно задержано. Могут быть юридические последствия для капитанов таких судов, членов экипажей. Увы, часто людей не предупреждают о том, что они нанимаются на работу в зоне конфликта, они не получают надбавок за плавание в опасных для судоходства в водах. И это вопрос к судовладельцам, профсоюзам, правозащитным организациям.

(Над текстовой версией материала работала Галина Танай)