Немного найдется на свете человеческих сообществ, происхождение, самоидентификация и вероисповедание которых вызывали бы столь яростную полемику
Специально для Крым.Реалии
Немного найдется на свете человеческих сообществ/общин/общностей, происхождение, самоидентификация и вероисповедание которых вызывали бы столь яростную полемику. Сами споры, разгоревшиеся вокруг этой темы, давно уже вышли за рамки академического дискурса, и сторонний наблюдатель удивится тому нешуточному накалу страстей, которым сопровождается эта дискуссия.
Действительно, происхождение, самоидентификация и вероисповедание караимов остаются загадкой и по сей день, и это несмотря на то, что за последние полтора века на тему караимов и караимства написаны и опубликованы десятки монографий и, быть может, добрая тысяча статей – научных, научно-популярных, популярных и еще больше – лженаучных.
Власти Российской империи и Австро-Венгрии, в XVIII и XIX веках независимо друг от друга начали интересоваться религиозной принадлежностью и происхождением караимов и после многолетнего и детального расследования пришли к однозначному выводу о том, что караимы – не евреи, а их религия – не иудаизм.
Интересным документом является и опубликованная в журнале Министерства Внутренних Дел Российской империи («Журнал Министерства внутренних дел», 1843, книга вторая) статья «Откуда пришли караимы в Россию» и ряд других документов того же периода.
Авраам Фиркович
Чиновники и привлеченные министерством специалисты-ученые из числа христиан и иудаистов на основании текстов рукописей и документов, представленных караимским собирателей восточных рукописей Авраамом Фирковичем, пришли к однозначному заключению о том, что если ранее идея об обращении караимами хазар (всех или какую-то их часть) в свою религию считалась лишь легендой, то теперь, в свете новых документов, эта идея выглядит совершенно обоснованной. Этим экспертам министерства было понятно и то, что не религия Талмуда с ее мелочными ограничениями, а именно Ветхий Завет в своей первозданной библейской чистоте, как его исповедовали караимы, мог привлечь полукочевой и воинственный народ Хазарии. Научность этого расследования оставим в стороне, но дело было сделано: с середины XIX века с подачи этих исследователей и чиновников караимы более не считались евреями и на них не распространялись ограничения, налагаемые на евреев.
Журнал министерства упоминает и о том, что библейские израильтяне-караимы, уведенные в плен прежде иудеев, долго сохраняли у себя «древнейший текст Священного Писания». И действительно, среди свитков Торы и рукописей других ветхозаветных книг, найденных Авраамом Фирковичем в Крыму и на Кавказе, есть и такие, которые заметно отличаются от традиционного канонического иудейско-масоретского текста Ветхого Завета:
«Вообще из них (находок Фирковича – авт.) можно будет составить весьма интересное собрание вариантов для священного текста Ветхого Завета. Одно беглое перелистывание их без всякого намерения отыскивать варианты уже показало некоторые замечательные отклонения от обыкновенного «масоретского» текста, которые доселе не были известны ни одному из европейских критиков».
Рассуждая о том, что караимы происходят не от иудеев, но от северных, самарийских библейских израильтян, специалисты министерства приходят к следующему выводу: нынешние крымские караимы, а потому и происходящие от них караимы литовские, волынские и галицийские, суть прямые потомки особенной библейской ветви израильтян, «…отделившейся от своих собратий во времена стародревние, еще до эпохи Вавилонского плена, и проникшие в пределы нынешней России из глубины Средней Азии. Язык татарский они приняли, уже перешедши через Кавказ, в нынешней Южной России, открытой для нашествия и владычества татар издревле, но особенный характер своего религиозно-национального развития, чуждый, а потом и враждебный раввинизму, они явно вынесли из Персии. Не подвергаясь влиянию тех обстоятельств, которые над евреями-раввинистами в продолжении стольких веков тяготели и в Западной Азии, и, тем более, еще и по всему пространству Западной Европы, они не только спаслись от искажения своей веры Талмудом, но и избегли того нравственного и гражданского уничижения, которое досталось в уделе раввинистам. Караимы и заслуживают вполне это, ибо сами держат и ведут себя гораздо человечнее, общежительнее, искреннее и дружелюбнее. Это доказывается уже отчасти и тем, что они охотнее применяются к нравам и обычаям тех народов, между которыми суждено им жить, принимают без упорства местный костюм, что весьма важно для детей неподвижного, исключительного Востока. В Крыму, особенно с тех пор, как он присоединен к России, местное начальство постоянно свидетельствовало перед правительством об их доброй нравственности, безукоризненной честности и примерном трудолюбии. Во внимании к такому нравственному и общежительному превосходству караимов, правительство российское всегда оказывало им справедливое предпочтение перед раввинистами, подтверждая или даруя особые права и преимущества».
Интересно и то, что эксперты министерства считали, что крымский караимизм являлся более чистым, чем ближневосточный, и что чисто «библейское правоверие», сохранившееся в Крыму, не носило того «сектантского характера», который стал присущ караимам Ближнего Востока, уже под влиянием воцарившегося там талмудизма.
Аналогичные документы можно найти и среди документов Австро-Венгерской империи.
Петр Столыпин
В 1910 году, в ответ на жалобы Евпаторийского и Трокского Караимских Гахамов (духовных лидеров – авт.) о том, что «местными административными учреждениями применяются к караимам ограничения, установленные в законе для евреев», Петр Столыпин – в бытность свою министром внутренних дел Российской империи – выпустил циркуляр, в котором написано, в частности, что «караимы, находясь под покровительством общих законов Империи, пользуются всеми правами, предоставленными русским подданным, смотря по состоянию, к которому кто из них принадлежит, и что ограничительные постановления относительно евреев не должны быть применяемы к караимам».
Вот почему караимы не подвергались тем ограничениям и преследованиям, которым подвергали эти империи евреев. Это позволило уже в XX веке – во времена нацизма и коммунизма – большинству караимов избежать участи евреев: караимы не попали ни в Освенцим, ни под «дело врачей» и «борьбу с космополитизмом», при этом в государство Израиль караимы могут эмигрировать именно как евреи и заключать браки с евреями-иудаистами безо всяких ограничений в рамках Главного раввината.
Но дело осложняется еще и тем, что не одни только евреи, но и тюрки считают караимов, – чьим родным языком является очень архаичный, кыпчакский диалект тюркского, – своими. Из уст представителей крымскотатарской интеллигенции не раз приходилось слышать, что караимы – это татары моисеева закона. Так кто же они на самом деле, эти караимы?
(Продолжение следует)
Гершом Киприсчи-Киприос, караимский теолог, общественный деятель, директор Лейденского Института Рационального Монотеизма (Нидерланды), президент Института Наследия Авраама Фирковича (Кипр).