Женский ансамбль «Бадем» в Киеве посещают взрослые и дети разных национальностей

Каждую неделю на Подоле в Киеве, в небольшой танцевальной студии, проходят занятия по крымскотатарскому танцу. Женский ансамбль «Бадем» основала несколько лет назад молодая крымская татарка Эльнара Халилова – чтобы поддержать и развивать крымскотатарскую культуру в Киеве, ближе познакомить с ней украинцев.

Идея создания такого ансамбля оказалась востребованной: сейчас «Бадем» – это взрослая и детская группы. Во взрослой занимаются семеро девушек – пять крымских татарок и две украинки. В детской группе маленьких танцоров собралось намного больше – родители, в основном крымские татары из Киева, очень хотят, чтобы их дети знали и умели исполнять танцы своего народа. Например, маленькая крымская татарка Мелек исполнила для нас танец Сыра сыра джезвелер. Здесь разучивают разные танцы, не только крымскотатарские, изучают и балетную хореографию.

Эльнара Халилова

«Бадем – женский символ у крымских татар. Звучит красиво, неброско, скромно. Ведь скромность у крымскотатарских девушек – это отличительная черта» – объясняет Эльнара.

Крымскотатарская хореография – это такие танцы как Агъыр ава ве Хайтарма, Тым-Тым, Хоран, Чобан оюны и другие, рассказывает руководитель ансамбля.

Раньше, по словам Эльнары, мало кто делал крымскотатарские танцы постановочными. Люди просто собирались на свадьбах, вечерах, и танцевали.

Женский крымскотатарский танец призван показать красоту женских рук. Есть даже особенная вышивка на рукавах платья – элькъап.

«Девушка во время танца в первую очередь показывает свои мягкие и красивые руки. Работа кисти присуща нашему танцу – когда кисть ходит от пальчика до своего основания, очень плавно и мягко», – рассказывает Эльнара.

Крымскотатарский женский костюм, который используют для выступлений в «Бадеме», поражает деталями, они одновременно и пышные, и утонченные: феска, пояс quşaq, разнообразный декор и украшения.

Что касается мужской хореографии, она жестче – для мужских партий нужно иметь выдержку, сильные ноги, чтобы «отбивать» жесткие движения, говорит Эльнара.

Летом 2016 года, на одном из этно-фестивалей в Киеве, девушки из «Бадема» исполняли традиционный мужской танец – чобан оюны. Для этого номера не могли найти мужчин-танцоров, и в итоге справились сами.

Две украинки в «Бадеме» – это Ольга и Роксолана. Оля родом из Мариуполя, более 10 лет живет в Киеве, Роксолана – с Волыни. Остальные девушки родом из Крыма. Кто-то переехал после аннексии 2014 года, кто-то давно здесь живет, учится, работает.

«Я иногда Олю спрашиваю: ну Оль, откуда у тебя такая любовь к крымскотатарской культуре? И она говорит: ты знаешь, такие люди, такая культура, мне нравится – и все тут. И я понимаю, что человек говорит от души. Человек, который приходя на занятия, говорит «селям алейкум», а уходя, говорит «сагълыкънен къалынъыз» – это действительно показывает, насколько твоей родной культурой интересуются другие национальности», – рассказывает Эльнара.

Ольга Московская, украинка, танцующая крымскотатарские танцы

Ольга Московская родом с Донбасса, в Киеве живет вот уже более десяти лет, пришла в крымскотатарский ансамбль около года назад. Сначала искала курсы крымскотатарского языка – очень хотела его выучить. Курсов не нашла, но увидела объявление о наборе девушек в студию. Сейчас танцует в ансамбле и получает от этого огромное удовольствие.

«Дело в том, что крымские татары — это третья языковая группа в Украине, и я считаю, что, владея украинским и русским языками, необходимо выучить также и крымскотатарский. В особенности из-за обстоятельств, в которых сейчас оказались крымские татары. Очень важно помочь им сохранить свою культуру. Увидеть и показать другим украинцам ее ценность, донести, что являют собой крымские татары, и какой вообще вклад они делают в украинскую культуру», – рассказывает Оля.

На репетиции видно, как она старается, и как красиво у Ольги получаются все элементы танца.

«Движения руками – это очень красиво. Хотя сложно и необычно для нас. Но Эльнара умеет показывать и учить. И девочки очень приветливо меня здесь встретили, – продолжает Ольга. – Никогда не чувствовала себя здесь чужой, а даже наоборот, – мне кажется, им приятно, что украинки занимаются вместе с ними, интересуются крымскотатарской культурой и танцуют крымскотатарские танцы».

По словам Эльнары Халиловой, аннексия Крыма весной 2014-го года наложила огромный отпечаток на жизнь каждой участницы и самого ансамбля «Бадем». Это видно по количеству крымских татар, переселенцев из Крыма, которые приводят детей в студию; по количеству крымскотатарских концертов, на которые зовут «Бадем»; а особенно – по обостренному желанию сохранить свое, родное.