Чтобы не повторилась трагедия, нельзя допускать войн

Киев ‒ 29 сентября исполняется 75 лет трагедии в Бабьем Яре. В течение двух дней нацистские оккупационные войска, части СС и полиции расстреляли там почти 34 тысячи евреев. Всего за время немецкой оккупации Киева в Бабьем Яре убили более 100 тысяч человек. Земли урочища стали могилой также для украинских националистов, цыган, советских подпольщиков и пациентов психиатрической больницы. Во времена Советского Союза о настоящей истории Бабьего Яра предпочитали не вспоминать, чтобы не пробудить национальных чувств ни у одной нации, говорят историки. Также они отмечают ‒ чтобы не допустить повторения трагедии в любой форме, нельзя допускать войн и распространения языка ненависти.

Свидетелей, которые видели трагедию Бабьего Яра воочию, почти не осталось. Одна из тех, кому удалось избежать расстрелов ‒ киевлянка Раиса Майстренко. 29 сентября 1941 года трехлетнюю девочку спасла ее украинская бабушка, которая взяла с собой паспорт. Удивительным образом Раисе удалось запомнить те события. По ее словам, она помнит, как колонна людей подошла к траншее, покрытой досками, на которой разделяли семьи и сортировали людей.

Военнопленные засыпают расстрелянных в Бабьем Яре

«Бабушка Таня провожать нас пошла, хорошо, что она взяла с собой паспорт. Когда я уже попала к ней на руки, она постоянно крестилась в этой суете и кричала, что она «русская». Полицейский ответил: «Чего орешь? Все жиды!». Он размахнулся, чтобы разбить мне голову. Бабушка плечо подставила, он ей плечо и разбил. Затем подошел немец, взял бабушку за шиворот и спрашивает: «Юде?». Бабушка же кричала, что она «русская», крестилась постоянно. Он толкнул ее в толпу. Люди начали расступаться, и она на краю между железными «ежами» бросилась бежать в сторону кладбища. В нас начали стрелять, но она продолжала бежать. В нас они не попали. Она бежала по кладбищу сколько было сил, а потом упала среди могил. С нами еще девочка побежала лет двенадцати. Кусты над нами шелестели и бабушка нам шептала: «Тише, тише!». Чтобы нас не нашли, она нас успокаивала», ‒ вспоминает Раиса Майстренко.

Get Adobe Flash Player Вона врятувалася від розстрілу в «Бабиному Яру» (відео) Embed code

Copy and paste the embed code below. The code changes based on your selection.

The code has been copied to your clipboard.

Video size

width x height pixels 0:04:11 ▶ 0:00:00 /0:04:11 ▶ ▶ Загрузить 270p | 12,1MB 360p | 19,8MB 720p | 37,3MB 1080p | 70,3MB

Долгое время в Советском Союзе предпочитали не вспоминать о трагедии. Тогдашняя властная верхушка плохо относилась даже к тому, что люди приходили в Бабий Яр почтить память о погибших. Об этом говорит директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства, главный редактор издательства «Дух и Литера» Леонид Финберг.

«Еще в 70-е годы я был одним из тех десятков, тысяч людей, которые ходили в Бабий Яр, чтобы вспомнить погибших. Так же, как ходили люди к памятнику Шевченко, в годовщину его перезахоронения или его рождения. И это были места, которые тоже не любила советская власть ‒ и там, и там они разгоняли людей, устраивали провокации, сажали людей в тюрьму, когда на 15 суток, а когда и на большие сроки. Я ходил в те 70-е годы, ходил каждый год, и не я один, практически все, у кого там были похоронены их близкие или расстреляны. В те годы троллейбусы туда не шли, таксисты отказывались туда везти. Долгое время это было очень неудобно власти, что люди приходят», ‒ говорит Леонид Финберг.

По словам директора украинского Института изучения Холокоста «Ткума» Игоря Щупака, у советской власти были причины для замалчивания того, что происходило в Бабьем Яре.

«Во-первых, и главное с точки зрения идеологической, советская власть не могла отделять евреев от других народов, которые составляли так называемый единый советский народ, потому что это могло пробудить больше национальных чувств и не только у евреев, но и у других. Конечно, иногда спрашивают: зачем выделять жертв войны и жертв Холокоста ‒ евреев? Ответ один ‒ выделяем не мы, выделил Гитлер», ‒ говорит Игорь Щупак.​

Люди отдают дань памяти жертвам растрелов

Политика Советского Союза по отношению к евреям менялась. Об этом говорит и бывший диссидент, писатель и общественный деятель Иван Дзюба, который выступил с обращением к евреям и украинцам на известном «несанкционированном» митинге во время двадцать пятой годовщины трагедии. Он вспоминает ‒ до 1966 года в Бабий Яр приходили люди, но это не имело массового характера. А на двадцать пятую годовщину люди пришли массово, потому что не могли больше сдерживать боль внутри, вспоминает Иван Дзюба.

«Когда мы пришли туда, я был очень поражен картиной: холмы, которые условно называются Бабьм Яром, там, по сути, много оврагов, ‒ все это было покрыто народом. Но это не была толпа, это была живая человеческая масса. И в воздухе была атмосфера боли, немой боли. Вот эта немота, требующая слова. Я говорил о том, как трудно и горько осознавать, что эта трагедия произошла на украинской земле. Я говорил, что стыдно, что антисемитизм жив на разных уровнях, о том, что мы должны сделать выводы из того, что эта власть все время натравливает одни национальности на другие, и она бы хотела, чтобы украинцы против евреев выступали, а евреи против украинского народа. Я сегодня мог бы только повторить это, потому что оно, к сожалению, остается актуальным, не настолько, но все же. Остается необходимость нам быть вместе и продолжать ту традицию, которую наши великие предшественники оставили нам. Эта работа должна продолжаться, мы должны противостоять их попыткам посеять подозрения, недоверие, перекладывать друг на друга какие-то проступки. Должна быть добрая воля к совместным делам», ‒ сказал Иван Дзюба в интервью Радiо Свобода.

Украинско-еврейский диалог имеет давнюю историю, мы на поворотном пункте ‒ Грицак

Слова Ивана Дзюбы к обоим народам до сих пор остаются актуальными, говорит историк и публицист Ярослав Грицак.

«Когда-то сказала очень хорошо об этом Мадлен Олбрайт (госсекретарь США в 1997-2001 годах ‒ ред.): «Примирение между народами ‒ это как езда на велосипеде. Как только перестаешь крутить педали, то сразу падаешь». Так же и в этом случае ‒ украинско-еврейский диалог имеет давнюю историю, отношения имеют старую историю. Празднование 75-летия показывает, что мы на поворотном пункте, на хорошем поворотном пункте, надеюсь».

Публицист также добавляет: минимальное, что нужно сделать, чтобы не допустить повторения трагедии в любой форме ‒ это не допускать войны и распространения языка ненависти. В то же время он отмечает, что нельзя молчать о противоречивых страницах в истории, комментируя слова президента Израиля Реувена Ривлина в украинском парламенте о том, что украинцы, особенно члены ОУН, причастны к массовым убийствам и преследованию евреев в годы Второй мировой войны.

«Считаю, что надо признать. Нет сомнений, что члены ОУН были причастны к этим убийствам, на это есть доказательства. Вопрос только в том, что надо выяснить: какие члены, кого они представляли, действовали самостоятельно или по приказу организации. Предполагаю, что приказа организации никогда и не было. Организация ОУН является большой и сложной, там могли быть разные люди. Хуже сказать: нет, там никого не было, мы не виноваты. Это глупость, потому что все виновны были. Проблема и горе Холокоста заключается в том, что нет ни одной политической силы фактически в мире или страны, которая так или иначе не была причастной к Холокосту», ‒ говорит Ярослав Грицак.

Зато историк и политолог Александр Палий отмечает: слова президента Израиля о том, что большинство украинцев были равнодушны к еврейской трагедии, не соответствуют действительности, ведь многие украинцы рисковали своей жизнью и своими близкими, чтобы спасти евреев.