Как в России спорили о роли государства в искусстве
Громкое выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей России спровоцировало многодневную дискуссию о том, что первично: искусство или госзаказ.
24 октября Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России, на котором заявил, что его беспокоят участившиеся «наезды» на искусство и театр, в частности «группками оскорбленных людей». Он также резко раскритиковал российские власти, которые поощряют подобный «активизм».
Миронов: «Лолита» – не манифест педофилии»
Художественный руководитель «Театра наций» и народный артист Евгений Миронов 31 октября выступил с поддержкой Константина Райкина в дискуссии о цензуре и искусстве.
«Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность, пытаются дискредитировать понятия «художник», «творчество», «свобода»? Объяснять, что «Даная» – не порнография, «Купание красного коня» – не пропаганда гомосексуализма, а «Лолита» – не манифест педофилии? Нашу профессию мы понимаем лучше всех, и те нелепые границы, которые нам пытаются поставить, могут привести только к одному – к деградации. Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозваных блюстителей морали», – написал он.
Зладостанов: «эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву»
25 октября слова Райкина раскритиковал президент мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург): «Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии», – заявил Залдостанов в беседе с Национальной службой новостей.
После резких высказываний Зладостанова Дмитрий Песков призвал лидера «Ночных волков» извиниться перед Константином Райкиным.
«К огромному таланту Райкина мы относимся с безграничным уважением, и я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил. Я надеюсь, что он извинится», – сказал Песков.
Александра Зладостанова поддержал глава Чечни Рамзан Кадыров, который написал в Инстаграме: «Свою риторику Константин Аркадьевич обернул в устрашающие примеры из прошлого нашей страны. При этом он почему-то ни слова не говорит, что театр «Сатирикон» ему достался из прошлого. Я полностью поддерживаю в этом вопросе настоящего патриота России, друга и БРАТА Александра Залдостанова, который заявил, что «под видом свободы райкины хотят превратить нашу страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». «Хирург» высказал свое мнение честно и предельно откровенно. И я не совсем понимаю, как можно требовать от Залдостанова извинений за мнение, которое близко миллионам россиян», – написал Кадыров.
Песков: госзаказ и искусство
Константин Райкин затронул и финансовые отношения между театром и государством. Якобы с помощью денег правительство пытается цензурировать постановки. 25 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на критику Райкина, объяснил разницу между искусством и госзаказом.
«Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. Но при этом надо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги или с привлечением каких-то других источников финансирования», – сказал Песков во время общения с журналистами.
Звягинцев: у власти представление об искусстве – «кто девушку ужинает, тот ее и танцует»
А режиссер и сценарист Андрей Звягинцев 26 октября опубликовал колонку в «Коммерсанте»:
«Если помните, есть такая вульгарная шутка: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Примерно таково и представление власти об искусстве. Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти, в том и состоит, что она совершенно убеждена: деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им. Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши».
Шендерович: «Райкин вам ничего не должен»
В поддержку Константина Райкина 27 октября в эфире «Эха Москвы» выступил его близкий друг и публицист Виктор Шендерович:
«Во-первых, господин Песков, я вам не девушка, во-вторых, ужинаю я за свои деньги, как Райкин, Звягинцев, все остальные. Это наши деньги. Налогоплательщиков. А вы все приперлись за наш стол и жрете. А нам кидаете объедки с нашего стола – и еще за эти объедки заставляете целовать вам руки.
Райкин вам ничего не должен; он должен мне. И свою работу передо мной, зрителем, он исполняет отменно. Десятилетия напролет. А ваше дело – не мешать великому артисту Райкину, великому кинорежиссеру (ну, не великому, неважно, – замечательному, большому) Звягинцеву снимать фильмы, музыкантам играть, писателям писать. Ваше дело – не мешать. Мы даже готовы вам за это немножко платить, немножко».
Минкульт: разногласия преодолены
Министерство культуры России в субботу, 29 октября, опубликовало пресс-релиз, с заявлением, что все разногласия между министерством и театром «Сатирикон» преодолены.
«Каждая из сторон допустила излишне эмоциональные и несправедливые, по оценке другой стороны, суждения, которые были усилены средствами массовой информации и придали ненужный негативный контекст простому техническому вопросу», – сказал замминистра культуры Александр Журавский.
Однако уже 30 октября Журавский раскритиковал руководство театра за то, которое якобы продолжает высказываться, несмотря на уже обещанную финансовую поддержку в новом фискальном году.
«Мы полагали, что инцидент исчерпан. Однако руководство «Сатирикона» продолжает комментировать ситуацию, излагая все новые подробности того, что, как нам представлялось, уже является историей, – заявил Александр Журавский. – Умножая сущности без необходимости, коллеги не только формируют новые медийные волны, но и пытаются дать общественные интерпретации служебному разговору».
Милонов: «у Райкина не хватает популярности»
Депутат Госдумы России Виталий Милонов тоже не остался в стороне. В интервью «Комсомольской правде» 30 октября он заявил, что таким образом Константин Райкин хотел привлечь внимание не к проблеме с несуществующей в России, по мнению Милонова, цензурой, а к своей персоне.
«У Райкина не хватает популярности, чтобы свести концы с концами. Он просит народные деньги – бюджетные. Люди работают, платят налоги, его из них финансируют. Но Райкин говорит: «Вы – народ быдло, не смейте мне указывать, что ставить, а что не ставить!»
Что значит вмешиваться в искусство? Это оно вмешивается в нашу жизнь. Мы не приходим в творческую среду, чтобы диктовать свои требования. Ни в коем случае. Когда заканчивается талант, начинается провокация, пошлость, грязь», – заявил он.