Сейчас изменить статус крымской автономии законным способом практически невозможно
22 сентября Верховная Рада порекомендовала президенту изменить статус Крыма в Конституции Украины, с территориальной на крымскотатарскую национальную автономию. Принятое постановление, видимо, стало реакцией на многочисленные заявления Порошенко о желании заняться этим вопросом. Лидеры коренного народа многократно призывали власти переписать главный закон страны. Однако, помимо риска вызвать ряд политических проблем, данное решение будет очень тяжело реализовать, не нарушая законодательство и саму Конституцию Украины.
Согласно Конституции Украины, территориальный статус Крымской автономии определяется Конституцией АР Крым. Не Конституцией Украины, не обычными законами Украины, а именно Конституцией АР Крым. Следовательно, изменить этот статус на национально-территориальный или какой-либо другой можно только изменив Конституцию Крыма. Проблема в том, что ее может изменять только Верховная Рада Крыма. Вносить предложения об изменении полномочий Крыма в Верховную Раду Украины могут также депутаты Верховной Рады Крыма. Не президент и министры, а депутаты Крымской автономии. Обязательность прописанного в Конституции Крыма порядка изменения полномочий автономии гарантируется ее конституционным статусом. Статусом, который ставит крымскую Конституцию выше рядовых украинских законов и делает невозможным ее отмену обычным решением украинского парламента. На данный момент, Верховная Рада Крыма и де-факто, и де-юре не существует. Ее полномочия были досрочно прекращены постановлением Верховной Рады Украины от 15 марта 2014 года. Вносить правки в Конституцию Крыма просто некому.
Этим препятствия на пути к крымскотатарской национальной государственности не исчерпываются. Как говорит нам статья 48 Конституции Крыма, Верховная Рада автономии, даже если бы она сейчас работала и могла в соответствии с законом вести своюдеятельность, не может приступить к изменению крымской Конституции без проведения республиканского местного консультативного референдума. Слово «консультативного» здесь, впрочем, означает, что итог референдума не имеет прямого влияния на результат голосования крымских депутатов. Но слово «республиканского» значит, что голосовать на таком референдуме должны люди, прописанные в АР Крым. Другими словами, крымчане, но не севастопольцы, так как Севастополь не входит в автономию.
Все эти проблемы испарились бы сами собой, если бы Крым был освободили и украинские органы власти на полуострове работали в штатном режиме. Но Крым оккупирован Россией, большая часть республиканских учреждений отсутствуют, а полномочия их приостановлены.
В итоге мы получаем пирамиду прямых правовых преград, где внести крымскотатарскую автономию в основной закон Украины невозможно без изменения конституции крымской. Изменить последнюю невозможно без голосования несуществующего крымского парламента. А провести это голосование невозможно без республиканского референдума в оккупированной, неподконтрольной Украине автономии.
Конечно, законы и даже Конституция это, в конечном счете, – лишь буквы на бумаге, и при большом желании, как это часто бывало в истории Украины, можно пожертвовать законностью в угоду политической необходимости. Тем более, что планы о пока юридически сомнительном изменении Конституции, озвучивают народные депутаты и сам президент Украины. Президент, который, напомню, согласно этой самой Конституции, является гарантом выполнения основного закона страны. Но факт остается фактом: на данный момент, изменить статус крымской автономии и даже пересмотреть ее полномочия законным способом практически невозможно.
Возможные варианты
Возросшая за последний год активность крымскотатарских лидеров в лоббировании национальной автономии, заявления украинского президента и Верховной Рады заставляют думать, что вариант политически мотивированного решения рассматривается украинскими элитами всерьез. И поэтому не лишним будет пофантазировать, каким именно образом национальную автономию будут вписывать в текст Конституции так, чтобы это хоть как-то соответствовало законодательству Украины.
Прежде всего, для этого надо создать на материке Верховную Раду Автономной Республики Крым, по аналогии с уже действующей вдали от «зеленых человечков» прокуратурой Крыма. О важности формирования органов украинской власти Крыма «в изгнании» заявляют некоторые эксперты и переселенцы. Так как подавляющее большинство депутатов последней, дооккупационной автономной Рады перешло на сторону врага, очевидно, что необходима новая. В отличие от прокуратуры, любая рада, даже поселковая, создается путем прямого тайного голосования. И тут возникает очередная проблема. Ведь большая часть крымчан, в том числе и крымских татар, проживают в недоступном для украинских избиркомов Крыму. Однако гипотетически это можно решить, устроив выборы по всей материковой Украине, где право голосовать имели бы только граждане с крымской пропиской в паспорте. Для пущей легитимности можно развернуть информационную кампанию с призывом к проукраинским крымчанам приезжать голосовать в соседнюю с полуостровом Херсонскую область. Учитывая то, какую способность к мобилизации своих соотечественников демонстрировал ранее Меджлис, эта затея не так уж и безнадежна.
Далее по аналогичной схеме надо будет провести консультативный но, как мы выяснили, обязательный референдум об изменении Конституции АР Крым – и прямая дорога к Крымскотатарской Национально-Территориальной Автономии Крым будет открыта. Крымский парламент подаст в Верховную Раду свой проект национально-автономной Конституции, народные депутаты его утвердят, президент подпишет, и дело будет сделано. Конечно, теоретически депутаты Крыма могут отказаться реализовывать план центральной власти. Но, во-первых, скорее всего большая их часть будут представлять Меджлис, позиция которого по данному вопросу однозначна. А во-вторых, ситуация, в которой народные слуги откажутся принимать решение, ради которого их собрали и наделили полномочиями, выглядит уж слишком фантастической. Конечно, даже в случае реализации этого плана полностью избежать противоречий с законодательством не удастся. Региональные плебесциты без участия самих регионов ещё ни разу не проводились в Украине и наши законы не приспособлены к подобным экспериментам. Но основные конституционные преграды будут сняты, а этого при наличии сильной политической воли достаточно.
Процесс формирования крымских органов власти не будет происходить в сферическом вакууме. Несмотря на инициативы президента, в украинской политическом классе, обществе и даже в среде крымских переселенцев нет консенсуса по вопросу статуса Крыма. Некоторые эксперты советуют не трогать административный статус полуострова до момента его освобождения. Весьма популярно мнение, что Крым нужно превратить в рядовую область, не дожидаясь деоккупации. К такой позиции, склонны ряд радикально правых политических сил. В идее национальной автономии крымских татар они видят призрак сепаратизма и дезинтеграции Украины.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что с началом процесса изменения десятой статьи Конституции власть столкнется с массовыми протестами и широким общественным противодействием. Но даже если все выборы и референдумы на материке пройдут идеально, у международного сообщества и крымчан останется много вопросов относительно легитимности подобных демократических практик. Ведь как ни крути и какие законы не принимай, но смена административного статуса региона без участия большей части жителей этого региона не может выглядеть убедительно. А это участие можно обеспечить лишь одним способом – освободить Крым от власти российских милитаристов. И сделать это не сможет ни одна статья украинской Конституции сама по себе.
Денис Мацола, крымчанин, политолог, социальный активист
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции