Украинский суд принял решение о заочном аресте судна, которое до 2015 года возило товары из Турции в Крым
Украинский суд принял решение о заочном аресте судна «Varyag», которое до 2015 года завозило товары из Турции в Крым. Вынося вердикт, судья основывался на том, что законодательство Украины в данный момент запрещает морскому транспорту заходить в порты крымского полуострова. Пока что решение об аресте является только номинальным. А фактически «Varyag» не только не был изъят у владельцев, но еще и возобновил плавание из Севастополя в порт турецкого города Зонгулдак.
Решение про заочный арест судна «Varyag» было принято Приморским районным судом 1 ноября. Соответствующее ходатайство туда подала военная прокуратура Одесского гарнизона, которая расследует уголовное производство по поводу незаконного захода парома в севастопольский порт. По версии украинского следствия, действия владельца и экипажа судна «Varyag» подпадают под ст. 322-1 Уголовного кодекса Украины – нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.
В решении суда говорится, что владельцем судна является компания CR SHIPS LTD, а юридический адрес его менеджера зарегистрирован в российском Санкт-Петербурге. Пока не известно, подавали ли они апелляцию на это решение.
Игнорирование санкций
Крымские власти, подконтрольные России, никогда не скрывали, что на протяжении всего 2015 года из Севастополя в Турцию ходит паром. Так, телеканал «Первый Севастопольский» со ссылкой на ООО «Крымское морское агентство» сообщал, что по состоянию на 27 октября «Varyag» совершил 22 рейса.
«Паром предназначен для насыщения Крыма товарами народного потребления, плодоовощной продукцией, станками, автомобилями. Мы привозим станки, фрукты, цитрусовые, лимоны, апельсины, мандарины, гранаты, огурцы, помидоры», – говорил директор «Крымского морского агентства» Станислав Гвоздилов в интервью телеканалу год назад.
Тогда он также добавил, что турецкая сторона не оказывает никаких препятствий и свободно принимает паром из Крыма.
В конце 2015 года паромное сообщение между Зонгулдаком и Севастополем прекратилось. Но это было связано не с тем, что владельцы парома начали соблюдать режим международных санкций, наложенных на крымских порты. «Varyag» перестал ходить в Зангулдак в связи с ухудшением российско-турецких отношений, которое наступило после того, как был сбит российский истребитель Су-24. Как известно, после этого инцидента Анкара и Москва на время прекратили экономические связи, но летом 2016 восстановили их после того, как президент Турции Реджеп Эрдоган принес извинения России.
Со временем было возобновлено и паромное сообщение между Зонгулдаком и Севастополем. Интересно, что информация об этом поступила через несколько дней после того, как одесский суд заочно арестовал «Varyag». 5 ноября севастопольский сайт «Примечания» со ссылкой на ООО «Крымское морское агентство» сообщил, что паром привез из Турции 700 тонн апельсинов и мандаринов, а также строительные материалы и бытовую технику.
Бывший вице-премьер Крыма, назначенный Кремлем, Руслан Бальбек заявил, что в 2015 году турецкая сторона отказывалась принимать судна, которые заходили к ним напрямую из Крыма. В связи с этим «Varyag» был вынужден из Севастополя заходить в Новороссийск, а уже оттуда – в Зонгулдак. Однако, по словам Бальбека, отныне паром отправляется в Турцию напрямую из Крыма.
«В ноябре 2016 года паром «Варяг» совершил первый рейс напрямую из Севастополя в Зонгулдак с документами, оформленными в Крыму, – турецкая сторона приняла их и обеспечила весь необходимый портовый сервис», – заявил он.
Реальный арест вместо заочного
Лидер крымских татар Мустафа Джемилев, который старается поддерживать дружеские отношения с официальной Анкарой, высказался против того, чтобы судна из Крыма беспрепятственно заходили в турецкие порты.
«Мы говорили об этом с послом здесь и с министром иностранных дел (Турции – КР). Те открещиваются, говорят, что это не решение правительства, и такого договора нет. И наш посол в Анкаре тоже встречался, и ему то же самое говорят, что такого государственного решения нет. Но они не предпринимают меры для того, чтобы прекратить это безобразие, которое делается какими-то частными компаниями», – сказал Джемилев в комментарии для Крым.Реалии.
По его словам, в ближайшее время у него должна состоятся встреча с премьер-министром Турции, на которой крымскотатарский политик собирается поднять вопрос прекращения паромного сообщения между Крымом и Турцией.
Какие действия по этому поводу предпринимают другие украинские дипломаты – пока не понятно. Министерство иностранных дел еще не комментировало этот вопрос. Корреспондент Крым.Реалии 4 ноября отправил в МИД Украины информационный запрос по этой теме, однако ответ пока не поступал. Пока что доподлинно известно только то, что украинские власти пытаются бороться с владельцами судна «Varyag» путем его преследования на своей территории.
Украинский эксперт по международному и морскому праву Борис Бабин считает подобную тактику правоохранителей правильной, но подачу ходатайства об аресте судна он назвал запоздалой.
«Это хорошо, что они наконец-то додумались, что существует процедура ареста в том числе имущества, которое не находится в фактическом распоряжении правоохранительных органов. У нас было пару случаев, когда судна арестовали в портах Украины по возбужденным уголовным делам, но именно по заочному аресту, насколько я знаю, это первое решение. И оно абсолютно правомерное с точки зрения национального права Украины», – сказал эксперт в комментарии для Крым.Реалии.
По словам Бабина, украинская сторона может добиться не только номинального ареста судна, но и реального. Но для этого, как сказал эксперт, Киев должен, ссылаясь на международные конвенции, обратиться к третьим странам с просьбой задержать паром «Varyag», в случае, если он будет заходить на их территорию. Собирается ли Украина воспользоваться данной процедурой, пока неизвестно. Генпрокуратура, в компетенции которой находится этот вопрос, еще не делала заявлений по этому поводу. Крым.Реалии отправили информационный запрос в ГПУ на эту тему и ожидают ответ.