Из-за неэффективного освоения средств аннексированному Крыму грозит сокращение финансирования из бюджета России
Из-за неэффективного освоения средств аннексированному Крыму грозит сокращение финансирования из бюджета России. С чем связана нынешняя неэффективность освоения бюджетных средств и как будет развиваться ситуация? Коснется ли сокращение финансирования крупных инфраструктурных проектов? Об этом говорим с доктором экономических наук, экспертом в области регионального развития – Владимиром Климановым и директором Крымского экспертного центра – Алексеем Стародубовым.
Крымские деньги из России. Почему не выходит освоить бюджет? (0:21:47) 0:21:47 ▶ 0:00:00 /0:21:47 ▶ Загрузить 32 kbps 128 kbps Pop-out player
В Крыму не успевают тратить бюджетные деньги – израсходовали только две трети. Такие показатели ниже, чем в России. Об этом заявил подконтрольный России глава полуострова Сергей Аксенов на заседании Совмина. При этом в Евпатории не ремонтируют дороги из-за того, что не успели подписать документы. В Алуште не реконструируют общежития: местные власти долго ищут подрядчика. По словам начальника управления благоустройства и закупок подконтрольного России министерства ЖКХ Крыма Виталия Оганесяна, Симферополь погряз в мусоре из-за низкого освоения бюджетных денег. Самая сложная ситуация с освоением бюджетных денег у строителей дорог. Проблемы с освоением бюджетных средств в Крыму начались сразу после аннексии. Крымский политолог Тарас Березовец уверен, что причина – в местных руководителях. По словам Аксенова, в случае неосвоения средств в следующем году объем финансирования из федерального бюджета будет уменьшен на эту сумму. До конца октября подконтрольный Кремлю Минфин Крыма должен озвучить сумму, которую не успеют потратить. Эти деньги вернут в федеральный бюджет России.
– С нами на связи доктор экономических наук, эксперт в области регионального развития Владимир Климанов. Владимир, похож ли Крым на регионы Российской Федерации в части освоения бюджетных средств или нет?
Климанов: Положение Крыма в Российской Федерации достаточно уникально, просто в силу того, что отношения с федеральным центром начались только в 2014 году. Крым похож на высокодотационные субъекты Российской Федерации, получает значительную часть доходов в бюджет, субсидий и дотаций из федерального центра. То есть большая часть расходов, которые осуществляются из бюджета Крыма, получены в виде доходов в форме дотаций и субсидий из федерального центра.
– Почему сложилась такая ситуация: деньги из бюджета вроде есть, но их не осваивают?
Климанов: Думаю, играет роль незнание в полной мере процедур, по которым должны расходоваться бюджетные средства. Осуществление государственных закупок на поставку товаров, работ, услуг – регламентированная процедура.
– Но ведь на изучение этого было два с половиной года.
Климанов: Думаю, переходный период еще продолжается. В отдельных случаях, и это касается не только Крыма, закупки достаточно сложные. Благоустройство, ЖХК, строительство – тендерные процедуры, требующие высокой квалификации для их проведения. Если учесть, что тем, кто сейчас это проводит в Крыму, пришлось изучать все с нуля, задержки возможны.
– Сейчас принимается бюджет России на следующие три года. Какие он несет риски для Крыма?
Клеманов: Бюджет принимается в условиях достаточно жестких ограничений, связанных с кризисной ситуацией в мировой экономике. Здесь играют роль в том числе низкие цены на энергоносители, непростая геополитическая ситуация. Что касается межбюджетных отношений центра с субъектами федерации, пока что придерживаются принципа сохранения того состояния, которое сложилось на 2016 год. Эти расходы в проекте бюджета урезаются не в первую очередь. Увеличиваться они, конечно, тоже не будут – бюджет в номинальном выражении пока сохраняется на уровне прошлого года.
– Владимир, как вы думаете, сможет ли Крым перекрывать своими растущими доходами возможное урезание доходов в бюджет из федерального центра?
Климанов: Мне кажется, доходная база Крыма будет расти. Но неопределенность статуса, в частности, невозможность поставлять продукцию широкому кругу потребителей, в том числе за рубежом, будет сдерживать наращивание этой доходной базы в перспективе. И перекрыть полностью объем дотаций и субсидий из федерального бюджета Крыму, как и многим другим дотационным регионам, было бы крайне сложно. Все равно сохранится структура бюджета, при которой большой объем доходов составляют безвозмездные поступления. Это типично для многих регионов, не обладающих индустриальным потенциалом или большой сырьевой базой, где формируются доходы от нефти. Регионы-доноры живут прежде всего за счет собственных налоговых и неналоговых доходов. Но для Крыма и Севастополя характерно получение большого объема дотаций и субсидий.
– С нами на связи директор Крымского экспертного центра Алексей Стародубов. Алексей, каков ваш прогноз касательно финансирования Крыма? Начнут ли экономить на Крыме и, если да, то какие сферы могут пострадать?
Стародубов: На сегодня две трети бюджета Крыма – это дотации из федерального центра. Ни много ни мало, 43,5 миллиарда рублей, как было заявлено изначально. Дело в том, что после аннексии Крыма полностью изменилась структура валового регионального продукта. Для украинской Автономной республики Крым были характерны развитая промышленность, торговля, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура – то, чего сегодня в Крыму нет. Полуостров был вынужден переходить на развитие других структурных элементов валового регионального продукта. Это подтверждают данные Счетной палаты России: у них увеличились расходы на аппарат, поскольку увеличился и сам аппарат госчиновников. Если говорить проще, людям стало негде работать, и они начали переходить в бюджетную сферу. Конечно, увеличиваются и дотационные расходы, ведь брать деньги неоткуда. Регион полностью содержится за счет федерального бюджета.
– А могло ли быть иначе, с учетом того, что Крым – непризнанная территория, и ответом на аннексию полуострова стали санкции и всевозможные ограничения?
Стародубов: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, не нужно быть профессиональным экономистом. Достаточно проанализировать элементы валового внутреннего продукта и то, что сегодня происходит с ними в Крыму. Потребление как один из элементов падает: нет иностранных туристов, а для Крыма это имело значение. Экспорта нет вообще. Так что картина ясна.
– Сможет ли так называемый глава Крыма Сергей Аксенов справиться с поставленной задачей и освоить бюджетные поступления до конца этого года, чтобы не потерять финансы при формировании федерального бюджета?
Стародубов: Низкий уровень госчиновников не позволит этого сделать. И дело не в незнании процедур, как говорил Владимир Климанов. Для того, чтобы вывозить мусор, особого знания процедур не нужно. Просто дело в низком уровне менеджмента, людей, которые пришли сегодня на госслужбу. Грубо говоря, если ты умеешь торговать в ларьке, это еще не значит, что ты можешь управлять коммунальным хозяйством. Если тебе два года подряд дают деньги, а ты не можешь с ними справиться, так потом их просто не дадут.
– Владимир, пострадают ли «флагманские» инфраструктурные объекты России в Крыму, если дотации из федерального бюджета будут урезаны?
Климанов: В ближайшей перспективе должен быть достроен мост через Керченский пролив. Крым будет соединен с Россией, и его инфраструктура начнет функционировать по-новому.
– Но это перспектива как минимум 2018 года. Может ли до этого произойти что-то, что остановит стройку?
Климанов: Не думаю. Мост строится достаточно активно и не подпадает под возможные сокращения. Это приоритетная статья финансирования.