Все по Оруэллу: война – это мир, а черное – это белое
Специально для Крым.Реалии
Символы всегда были, есть и будут ключевыми элементами культурного пространства, потому что они оказывают влияние не только на сознательное восприятие окружающей действительности, но и отпечатываются в глубинах подсознания. Возможно, если бы в Симферополе к 2014 году не осталось улиц Розы Люксембург и Кирова, а на центральной площади города гордо не возвышался каменный Ильич, аннексия пошла бы совсем по другому сценарию. Или ее вовсе не было бы.
Российско-советские памятники в Крыму до оккупации
Российско-советских памятников и до аннексии в Крыму было так много, что многовековая история Крымского ханства отходила на задний план. Об украинской символике даже говорить не приходится – она терялась в тени «российского величия». Но и этот минимум оказался опасен, поэтому еще весной 2014 года в Севастополе демонтировали два памятника: гетману Сагайдачному и монумент в честь 10-летия военно-морских сил Украины. Находясь тогда еще в статусе «и.о. губернатора» города, Сергей Меняйло по-военному просто пояснил проведенный демонтаж: «Севастополь, Севастополь – гордость русских моряков! Других моряков в Севастополе испокон веков не было. Поэтому мной принято решение восстановить справедливость».
В символическом пространстве Крыма Россия заняла такое прочное место, что для многих туристов полуостров ассоциировался исключительно с «городом русской славы» да царскими дворцами Южного берега. Было, конечно, еще Крымское ханство. Но так давно, что от него для экскурсионной программы остался только Ханский дворец да несколько старых мечетей. Дополняли картину памятники советским партийно-государственным деятелям, а также бюсты представителям русско-советской интеллигенции: литераторам, художникам и музыкантам.
Пальма первенства в этом случае, не только по числу, но и по масштабности российских символов, принадлежит Севастополю: памятник затопленным кораблям, панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», Малахов курган – всем известные символы города-героя. Учитывая, что сегодняшняя Россия не отделяет себя от СССР, по крайней мере, в вопросах наследия «великой Победы», все эти памятники вполне укладываются в логику торжества «русской военной доблести». Поэтому в сознании многих поколений укрепилась мысль о том, что Севастополь – это, действительно, «город русской славы». Хотя, если внимательно разобраться в истории вопроса, то окажется, что, скорее, бесславия.
Российское нашествие памятников: царская символика
После аннексии Россия продолжила наводнять Крым своими символами, причудливым образом сочетая российское историческое наследие с советским прошлым.
Еще в украинскую бытность полуострова пророссийские силы задумывались о восстановлении памятника российской императрице Екатерине Второй, которая присоединила (или, точнее, аннексировала) Крым первый раз в конце XVIII. После этого сотни тысяч крымских татар вынуждены были оставить родину и эмигрировать в Турцию. В честь будущего памятника был заложен камень в центре Симферополя в 2007 году. Но тогда так и не могли преодолеть сопротивления крымских татар и местной власти, которая не желала обострения межнациональных отношений. Сегодня, когда, по словам крымского «прокурора» Натальи Поклонской на полуострове проживают представители «одной многонациональной русской нации», все вопросы отпали и бронзовая фигура императрицы прибыла в Крым. В отличие от своего предшественника – монумента, разрушенного в 1921 году, на нынешнем высечена надпись «навсегда». Видимо, с помощью таких мантр оккупанты пытаются доказать крымчанам и самим себе, что они здесь навсегда.
В марте 2016 года возле «администрации» Симферополя был установлен бюст фавориту Екатерины – князю Потемкину, который также сыграл важную роль в первой российской аннексии Крыма.
Чтобы восполнить минимум российской символики в Евпатории, 16 мая 2016 года в городе установили бюст российского императора Николая Второго.
Советские символы в «российском» Крыму
Поскольку в нынешней России царское прошлое спокойно соседствует с советским, оккупанты стараются равномерно распределить усилия, устанавливая памятники и царям, и их палачам.
Начали с Ливадии, где в феврале 2015 года установили памятник Зураба Церетели «Большой тройке», которым скульптор увековечил американского президента Рузвельта, премьер-министр Великобритании Черчилля и советского лидера Сталина, с именем которого связана самая трагическая история в жизни крымскотатарского народа – массовая депортация из Крыма. Первоначально монумент должны были установить в 2005 году в честь 60-летия Ялтинской (Крымской) конференции. Однако из-за протеста общественности и, прежде всего, Меджлиса крымскотатарского народа, от установки памятника отказались. После аннексии упущенное быстро наверстали.
К 70-летию победы во Второй мировой войне под Симферополем открыли мемориал узникам концлагеря «Красный», которые, по версии ряда крымских историков, погибли от рук фашистов и коллаборационистов из числа крымских татар. «Непосредственно лагерем управлял комендант СС-обершарфюрер Шпекман, которому подчинялся охранный персонал из 152-го крымскотатарского батальона Вспомогательной полиции порядка или «Schuma», – разъясняет ситуацию крымский историк Олег Романько.
Ну и для баланса, а также демонстрации уважения к памяти жертвам депортации, на станции Сирень под Бахчисараем, откуда отправлялись вагоны с депортированными из Крыма, решили построить целый мемориал. 18 мая 2016 года крымские «власти» торжественно открыли первую очередь в виде макета-копии грузового вагона, аналогичного тем, в которых вывозили крымских татар с полуострова в 1944 году. Кстати, «вагон» получился очень дорогим – 6 млн рублей (около 2 млн грн.).
Символика российской аннексии
Однако символами далекого прошлого сыт не будешь, поэтому в Крыму решили увековечить тех, кто «освобождал» полуостров от «украинского ига» в феврале-марте 2016 года, – «вежливых зеленых человечков».
Первый такой памятник появился в парке миниатюр в Бахчисарае в виде военного, который держит в руках кота. Поза российского солдата была настолько двусмысленной, что соцсети взорвались ехидными комментариями относительно того, что делает российский спецназовец с несчастным животным.
К макету второго памятника крымские «власти» подошли уже более ответственно и решили не ограничиваться фигурой солдата и кота, добавив в композицию ребенка. При этом кот в композиции отошел на второй план – в его задачу входило тереться об ноги «освободителя», наблюдая за тем, как благодарная девочка вручает воину букет цветов. Кстати, стилистика монумента отчасти соответствует советской логике установления памятников после Второй мировой войны: помните 12-метровый монумент советскому солдату с девочкой на руках, которую он спас от ужасов фашизма в берлинском Трептов-парке? Конечно, российский спецназовец до таких грандиозных масштабов не дошел, а присутствие кота делает ситуацию несколько комичной. Но чему здесь удивляться, если вся истории нынешней России комична до трагичности?
Поклонные кресты
С 2000 года в Крыму с легкой руки Русской православной церкви (РПЦ) пошла мода на поклонные кресты, которые старались устанавливать на видном месте, всячески демонстрируя православную составляющую Крыма. Это приводило к конфликтам между православными и мусульманами, которые либо препятствовали установлению таких символов, особенно вблизи мусульманских кладбищ или при въезде в крымские поселки, либо просто демонтировали их («крестоповал»).
Сегодня РПЦ может ставить поклонные кресты, где ей заблагорассудится – крымские татары помешать этому уже не могут. Так, в августе 2014 года, через полгода после аннексии, православный крест появился вдоль дороги в селе Скалистое, где, по мнению крымских татар, ранее располагалось старинное мусульманское кладбище. В октябре 2015 года самый большой крест – высотой 7 м и весом 6 тонн – установили на въезде в курортную Николаевку. В апреле 2016 года первый поклонный крест появился в Судаке, а в мае – сразу три креста на въезде в Симферополь со стороны Ялты – в селах Лозовое и Перевальное. Складывается впечатление, что с помощью этих символов оккупанты не только стараются в очередной раз подчеркнуть православный статус полуострова, но и надеются избежать справедливого возмездия, которое их непременно настигнет. Для чего россиянам, которые имеют и так огромное количество символов российской принадлежности, новые? Ответ, к сожалению, прост: чтобы денно и нощно закреплять в умах крымчан неоспоримость российской принадлежности Крыма. Чтобы те, кто приезжает в Крым, видели элементы российского культурно-исторического наследия, а наши дети несли цветы к памятнику тирану, который уничтожил миллионы ни в чем не повинных людей. Или же благодарили за «освобождение» уже «героя нашего времени» – российского спецназовца который с оружием в руках пришел захватывать чужую землю. В общем, все по Оруэллу: война – это мир, а черное – это белое.
Елена Сергеева, крымский историк и политолог
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: