Андрей Павлюк – о туристическом потенциале «города русской славы»
Холодное начало лета в Севастополе в какой-то степени испортило настроение местным чиновникам, которые надеялись на чудесный туристический сезон как средство пополнения местного бюджета. Хотя еще месяц-полтора назад официозная российская пропаганда бодро сообщала об успешном начале курортно-туристического сезона в Крыму и Севастополе, и даже приводились какие-то растущие цифры о проданных билетах и путевках.
Со своей стороны, и турфирмы и местные СМИ прозрачно намекали, что российские туристы, для которых закрылись Турция и Египет теперь валом поедут в Севастополь и Крым. Объективности ради, надо отметить, что Крым и Севастополь имеют одно существенное преимущество перед всякими экзотическими южными странами: в разгар сезона солнце палит не так жестоко. Правда, то же преимущество – и у Северного Кавказа, и у Балтики.
Поскольку массовый отечественный турист хочет «хлеба, зрелищ и моря», то казалось бы Севастополь, должен занять первое место в рейтинге крымских курортов. Как довод, пропаганда извещает о приближающемся главном севастопольском зрелище – Дне военно-морского флота, который отмечается в июле.
Но у этого массового праздника есть и свои минусы. Многие российские туристы, которые прилетали или приезжали на своих авто в Севастополь на День флота, в личных разговорах со мной разочарованно отмечали, что сам праздник они так толком и не увидели, так как не могли протиснуться сквозь многотысячную толпу на Приморском бульваре, чтобы увидеть плывущие корабли, и им оставалось только наблюдать спины впереди стоящих туристов и слушать по трансляции бодрые голоса оплаченных дикторов, которые славили российский флот. Вот так: заплатишь 15-20 тысяч рублей, постоишь четыре часа на палящем солнышке и увидишь спины.
Ну, можно еще российским туристам побродить по центральным улицам и послушать местных экскурсоводов, которые изрекают прописные истины о том, что «вот сейчас здесь – камни, а раньше здесь кто-то крутился и у него было имя». Такая формула применима для любого города и любого села в любой точке планеты, потому что там тоже раньше что-то было.
Местные российские идеологи даже предлагали развивать Севастополь как центр историко-патриотического туризма, предлагая российским туристам выслушивать лекции о двух славных оборонах города, которые, по признанию историков, были позорно проиграны, первая – царями, вторая – Сталиным. Но об этом гиды молчат. Их задача – рассказывать о том, что укрепляет веру в царей, Сталина и Кремль. Иначе тебя могут прикрыть.
Но вряд ли опытный и требовательный российский турист будет три недели в Севастополе слушать сказки про Сталина. Он просто захочет по-человечески отдохнуть. С этой точки зрения, остальные движущие факторы местного туризма – «хлеб и море» тоже имеют свои особенности, а более точно – недостатки.
Российские туристы, посетившие Севастополь и Крым, в личных разговорах со мной отмечали скромный местный сервис и необъяснимо высокие цены. Один только пассажирский билет на Керченской паромной переправе стоит полтысячи рублей за 4-километровую поездку. Жуть!
К скромному сервису вопросов нет, чтобы сделать его менее скромным, нужны миллиардные инвестиции, а с деньгами и в Севастополе и в Кремле – напряженка. Это понимают все.
Но приезжие люди не понимают, почему в бедном по российским меркам Севастополе (как и в бедном Крыму) такие высокие цены. Кого-то из россиян эти цены разочаровывают, кого-то огорчают, а кого-то и возмущают. Раньше российских туристов, которые в украинские времена посещали Севастополь и Крым, приятно радовали украинские цены на еду и сервис – они были в полтора или в два раза меньше российских. И россиянам это жутко нравилось. Теперь же, цены в Крыму существенно выше краснодарских, а местами – и московских. Вот что огорчает и возмущает российских туристов и наводит их на мысли о туристических преимуществах Краснодарского края, где все лучше – и сервис, и цены, и пластиковые карточки работают, и санкций нет. И пляжи чище.
О чистоте скажем отдельно. Недавний массовый разлив нефтепродуктов у берегов Севастополя сильно озадачил не только турфирмы, но и местных чиновников и общественных идеологов туристического Севастополя.
Сочетание слона и посудной лавки, точнее крупного порта и пляжной зоны всегда приносит неприятные сюрпризы. И это – проблема не только Севастополя. Во всем мире морские грузовые и военные порты загрязняют близкорасположенные пляжные зоны.
Еще один загрязняющий фактор для севастопольских пляжей – это старые советские канализационные трубы, которые выводят городские нечистоты в море рядом с пляжами, и которые (трубы) время от времени прорывает в самых неожиданных местах.
По этой причине пляжи часто закрывают. Чтобы избавиться от этого негативного фактора, опять же нужны миллиардные инвестиции.
Сам по себе на 3/4 убыточный Севастополь не может решить эту проблему. В российской казне тоже денег нет – ни на индексацию пенсий, ни, тем более, на облагораживание севастопольской инфраструктуры.
Деньги есть на Западе, но оттуда они не идут, так как на Россию наложены санкции Евросоюза и США, и для Кремля доступ к западным кредитам закрыт. Нынешнее российское руководство пока не стремится эти санкции снять. Поэтому тем севастопольцам, кто хочет развивать туризм с привлечением иностранных инвестиций, остается надеяться или на смену политики Кремля, или на смену политиков в Кремле. Иного не видно.
Андрей Павлюк, блогер
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции