В сентябре одновременно с выборами в российскую Госдуму в Севастополе голосовали за местных депутатов
Специально для Крым.Реалии
В сентябре одновременно с выборами в российскую Госдуму в Севастополе голосовали за депутатов органов местного самоуправления – муниципальных советов. На прошедшей неделе состоялись их установочные сессии. Три из четырех городских округов возглавили бывшие члены «Партии регионов», ныне представляющие «Единую Россию».
События 2014 года отразили в Севастополе запрос на новые лица в городской политике, чем воспользовались Алексей Чалый и его команда. Но уже в первые недели после «возвращения в родную гавань» стало понятно, что в «Тавриде электрик» попросту не хватит людей, чтобы занять в городе все руководящие должности. Поэтому Чалый и К. оставили многие посты на нижнем и среднем уровне за членами «Партии регионов», также как большевики в первые годы советской власти, привлекали к работе царских «спецов». После выборов 2016 года бывшие «бело-голубые» не только сохранили, но и усилили свои позиции.
Совет Балаклавского муниципального округа возглавил Евгений Бабошкин. Выпускник высшей школы КГБ СССР, он начал свою политическую карьеру со службы «особистом». В начале 2000-х годов, уйдя в отставку, создал в Севастополе ячейку «Русского движения Украины». В 2008 году стал руководителем Балаклавского районного управления юстиции, а в 2010 избран депутатом и заместителем председателя Балаклавского районного совета по квоте «Партии регионов». В 2014 году перешел под крыло «Единой России», от которой стал депутатом Совета Балаклавского муниципального округа и его председателем.
Сходную карьеру сделал и другой севастопольский «регионал» Алексей Ярусов. В 2010 году он стал депутатом Гагаринского районного совета от «Партии регионов». Его политический взлет начался при Владимире Яцубе, который доверил молодому народному избраннику курировать в штабе местных «регионалов» проект «Пропагандист». Ярусов лоббировал интересы тогдашнего министра обороны и олигарха Павла Лебедева и его группы компаний «Парангон». Осенью 2014 года стал депутатом совета муниципального Гагаринского округа от партии «Единая Россия» и его председателем. Переизбран на должность осенью 2016 года.
Из руководителей сельских муниципальных образований стоит отметить Павла Сысуева, который возглавил Андреевский муниципальный совет. Знатный «регионал», председатель Нахимовской районной организации ПР, в 2011 году он стал заместителем председателя Нахимовской районной госадминистраци. В 2014 году сменил партбилет «Партии регионов» на партийную книжку члена «Единой России», а в 2015 году возглавил Департамент Нахимовского района.
Отряд не заметил потери бойцов
Молодая поросль старой гвардии потеснила «команду Чалого» и в тех муниципальных советах, над которыми в 2014 году ей удалось установить свой контроль. Главы Нахимовского и Ленинского районов Вячеслав Просветкин и Лариса Мельник, поддержку которым обещал лично Чалый, остались без работы.
Предприниматель Вячеслав Просветкин еще несколько лет назад был известен лишь своей любовью к яхтингу и нырянию с аквалангом, за что даже получил медаль «Казацкая слава» Института археологии Национальной академии наук Украины. Благодаря этому хобби, популярному среди российских VIP-ов, немало крымчан сделало в 2014 году головокружительную карьеру. Но даже наличие собственной яхты не помогло Просветкину удержаться на должности главы Нахимовского округа. В новом составе совета члены «команды Чалого» оказались в меньшинстве, и его руководителем стал Михаил Брицын.
Брицын прославился организацией в Севастополе «Русских маршей» в середине «нулевых», а в 2010 году стал единственным независимым депутатом в Севастопольском горсовете. Впрочем, он почти сразу же вступил во фракцию «Партии регионов». В 2014 году баллотировался в ЗакСобрание от ЛДПР, а в нынешнем сезоне прошел в муниципальный совет от «Единой России».
Самой интересной оказалась сессия совета Ленинского муниципального округа. Его прежняя председатель Лариса Мельник – фигура во многом знаковая. Несмотря на далеко не молодой возраст, она возглавляла в Севастополе молодежную общественную организацию «Москит». Подопечные Мельник с середины «нулевых» ездили на «Селигер», ходили по улицам с 30-метровым российским флагом и готовились «оборонять город от фашистов». В 2014 году за свои заслуги перед Россией она стала депутатом и главой Ленинского округа от партии «Единая Россия». Спустя два года фракция единороссов приняла решение вновь поддержать кандидатуру Мельник на должность председателя. Однако, благодаря партийным уклонистам и представителям миноритарных партий, прошла кандидатура Антона Тицкого.
25-летний Тицкий – единственный из глав четырех городских округов, кто не был членом «Партии регионов». Он состоял в «Русском блоке», но затем, поссорившись с его председателем Геннадием Басовым из-за спонсорских денег, решил создать самостоятельную молодежную структуру, замыкающуюся на Симферополь, чтобы быть поближе к российскому консульству. Начинающий «профессиональный русский» установил контакт с Сергеем Цековым и Сергеем Аксеновым, а после событий весны 2014 года считался их «рукой» в Севастополе.
Несмотря на молодой возраст и неоднозначную репутацию Тицкого, ни Чалый, ни Овсянников не вмешались в ситуацию, предпочитая быть над схваткой.
Судя по всему, в «команде Чалого» не заметили потерю бойцов, полностью сдав муниципальные округа своим оппонентам. И надо сказать, у сторонников экс-спикера есть все основания для такой стратегии.
Депутаты, которых нет
В Севастополе никогда не было полноценной системы самоуправления. Конституция Украины 1996 года отложила решение этого вопроса до лучших времен, то есть до принятия особого закона о статусе города. Но к 2014 году он так и не был принят. На деле это означало, что на городском и районном уровнях исполнительные функции органов самоуправления были переданы соответствующим государственным администрациям. Лишь на самой нижней ступеньке – в селах, поселках и городе Инкерман, входящих в состав «Большого Севастополя», избирались сельские, поселковые и городские головы.
В 2014 году с «возвращением в родную гавань» старую систему решили сохранить, внеся в нее лишь косметические изменения в соответствии с нормами российского законодательства. В Севастополе было создано 10 муниципальных советов: по одному в каждом из четырех районов и шесть в селах, поселках и городе Инкерман, а их председатели стали именоваться «Главами внутригородских муниципальных образований». Но столь пышное название должности имеет мало общего с реалиями. Дело в том, что районные администрации никуда не делись, их попросту переименовали в Департаменты правительства, а полномочий у районных и сельских депутатов стало еще меньше, поскольку от бюджета им достались лишь крошки.
Например, бюджет Ленинского муниципального округа с населением 112 000 человек на 2016 год составил 13.42 млн. рублей (около 200 000 долларов), из них 11.8 млн. рублей это зарплаты и прочие расходы на содержание чиновников и только 1.6 млн. рублей на развитие кино, культуры и спорта. Сходные бюджеты и в других округах.
Ситуация усугубляется еще и тем, что самоуправления больше нет и на городском уровне. В зале бывшего Севастопольского горсовета теперь заседает российское Законодательное Собрание. Его 24 депутата должны писать законы и заниматься, как любит говорить его экс-председатель Алексей Чалый, «стратегиями развития». Когда же городские обыватели по привычке обращаются к «законодателям» со своими бытовыми вопросами, то те гордо отвечают, что такой мелочевкой не занимаются, и отправляют их в правительство или муниципалитеты. Но последние не обладают ни полномочиями, ни финансовыми ресурсами для решения вопросов, которыми должны заниматься органы местного самоуправления.
Врио губернатора Дмитрий Овсянников пообещал предоставить муниципалитетам дополнительные полномочия, увеличив средства, выделяемые органам самоуправления, в несколько раз. Однако даже в этом случае их совокупный бюджет вряд ли будет составлять больше 4-5% от городского, тогда, как, по мнению бывшего депутата Севастопольского городского совета Владимира Чекмезова, для эффективной работы нужно, чтобы этот показатель составлял 25%.
Таким образом, новоизбранные муниципальные депутаты могут оказаться в ловушке. Избиратели, разбалованные украинской моделью самоуправления, привыкли, что «народные избранники» должны помогать в благоустройстве микрорайонов, оказывать социальную помощь нуждающимся за счет депутатских фондов, решать другие вопросы, с которыми к ним приходят люди. Но в российских реалиях у них попросту может не оказаться для этого ни соответствующих рычагов, ни бюджетных средств. Зато более высокопоставленные чиновники и политики городского масштаба смогут перенести на них ответственность за невыполненные обещания 2014 года построить в Севастополе «комфортный для жизни город XXI века».
Текст содержит терминологию, официально используемую на Крымском полуострове.
Захар Самсонов, севастопольский обозреватель
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции