Как можно облегчить оккупационное удушье?
20-21 августа в Киеве прошел шестой Всемирный форум украинцев, в котором участвовала и крымская делегация. Итогом двух дней работы стало обращение к международному сообществу и украинским властям с предложениями принять все меры для деоккупации и реинтеграции полуострова, а также для защиты прав украинцев и крымских татар на оккупированной территории.
Радио Крым.Реалии | Что будет с украинской культурой в Крыму? (24:47) 24:47 ▶ 00:00 /24:47 ▶ Загрузить 34 kbps 36 kbps 32 kbps 128 kbps Pop-out player
Одним из авторов этого постановления был координатор общественной организации «Таврийская гуманитарная платформа» Андрей Иванец:
– Работа над этим обращением еще продолжается, но в целом мы как крымчане встретили понимание наших проблем. Мы рассказывали о том, что должна сделать Украина, чего мы хотим от мирового сообщества в деле деоккупации Крыма. К сожалению, у украинских властей не просто отсутствует подобная стратегия – даже наш форум, где люди со всего мира добровольно собрались обсуждать этот вопрос, не получил государственной поддержки. Мне кажется, это о многом говорит, но мы не опускаем руки.
Координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник: «Большинство украинских школ в Крыму закрыли: сейчас продолжает работать только одна из семи. В шесть раз сократили количество украинских классов в остальных учебных заведениях. При этом местные российские власти преподносят это так, будто ученики и их родители массово отказываются от изучения украинского языка. Например, в украинской гимназии в Ялте чиновник от образования буквально запугивал людей, чтобы они написали такие отказы. Директора закрывают украинские классы из опасений за свои места, то есть по факту в Крыму сейчас нет образования на украинском языке».
Активист Украинского культурного центра в Крыму Леонид Кузьмин приводит конкретные примеры притеснения украинской культуры:
– Я напомню: в Крыму закрыли детскую театральную студию «Свитанок», а украинский театр одним из первых решений оккупационных властей превратили просто в музыкальный. Я направил официальный запрос, чтобы узнать статистику по изучению украинского языка в местных школах, и мне прислали какие-то мифические цифры: якобы 9000 школьников изучают его как предмет, а еще 13000 – как факультатив. Но это все есть только на бумаге. На самом деле российские власти проводят целенаправленную ассимиляцию населения.
Андрей Иванец считает, что бороться с культурной ассимиляцией можно не в крымском подполье, а в общеукраинском пространстве:
– Понятно, что по объективным причинам мы мало что можем делать на оккупированной территории, но поддерживать украинскую культуру в Крыму можно и дистанционно. Например, 13-й Всекрымский конкурс имени Леси Украинки провели на материке, но я надеюсь, что он еще вернется на полуостров. Таврический национальный университет разворачивает свою работу в Киеве, и его определенно стоит поддерживать. Кстати, Министерство образования, наконец, решило проблему со школьниками, которые учатся на оккупированной территории в не признанных Украиной учебных заведениях: теперь они беспрепятственно могут поступать в вузы на материке. Было бы желание – решить можно все.