Украинская власть делает столько, сколько в этих условиях может сделать для интеграции национальных меньшинств
Украинская власть делает столько, сколько в этих условиях может сделать для национального образования и интеграции национальных меньшинств, считает директор центра изучения Холокоста «Ткума» Игорь Щупак. По его мнению, степень интеграции в украинское общество различных национальных общин больше зависит от самих этих общин, а их знания языков своих национальных общин предоставляют им дополнительные преимущества на международном рынке образования и труда.
‒ Достаточно ли внимания уделяет украинское государство образованию и интеграции национальных общин?
‒ В Украине больше всего издается учебников для национальных меньшинств. Существуют различные организации, которые создало Министерство образования и науки Украины для содействия национальному образованию национальных меньшинств. Это и общественный совет и др.
‒ Мы знаем, что на протяжении многих лет венгерская и румынская общины ставили вопрос перед украинским государством не о том, чтобы получить достаточный уровень образования на своем языке, а о том, что недостаточно преподается украинский язык для того, чтобы дети из этих общин могли поступить в украинские высшие учебные заведения.
‒ Проблемы образовательные детей из венгерских, румынских семей, особенно на западе Украины, они являются составной частью общей проблемы культурно-образовательного, языкового пространства в тех регионах. И есть люди, которые вообще не знают украинского языка. Они воспитываются в венгероязычной среде. Это объективный фактор, это одно.
А второе ‒ откровенно скажем, что есть определенная ориентация части людей на то, чтобы получать образование именно в Венгрии и в Румынии, а не в Украине. И в таких условиях способствовать решению вопроса надо. Но его надо рассматривать в общем контексте.
‒ Образование детей переселенцев, отреагировало ли государство должным образом на проблемы, возникшие в это время?
‒ Отреагировало очень эффективно, насколько это только можно было сделать. Речь идет и о создании условий для обучения дистанционного и для сдачи экзаменов внешнего независимого оценивания. Я скажу, что буквально несколько дней назад разговаривал со своими друзьями на востоке Украины: в Луганской, в Донецкой областях.
И Бахмут, новое название города, сейчас переполнен детьми с той стороны, с временно оккупированной российскими войсками территории. Дети пытаются сдать ВНО и подготовиться именно таким образом, чтобы потом продолжать образование после школы в Украине.
А второе, это опять же сообщение с оккупированных территорий, в несколько раз увеличился спрос на преподавателей и репетиторов украинского языка, и дошло до такой интересной ситуации, найти такого репетитора труднее, чем репетитора английского языка, и плата за занятия украинским языком выше чем за занятия английским или другим иностранным языками. Это является свидетельством того, что люди видят перспективы в продолжении образования именно на территории Украины. И есть соответствующие и юридические, и организационные возможности для реализации этого.
‒ А насколько Украинское государство способствует интеграции детей из национальных общин в украинское общество? Мы знаем, что в течение 25 лет с этим были большие проблемы. И далее остаются. Потому что многие дети видят свое будущее вне Украины, в соседних странах ‒ Венгрии, Румынии, Польше, возможно, Израиле.
‒ Здесь опять же звучат два вопроса. Первое ‒ относительно миграционных настроений. Это факт. Большое количество украинских школьников стремились бы получить образование за рубежом, другой вопрос, могут ли они это сделать. Но мы живем в мире глобализации, мы знаем, что польская молодежь уезжает на учебу в Великобританию, в Канаду. Зато украинская молодежь уезжает, чтобы получить образование или в Чехии, или в Польше.
Это такие процессы, связанные с глобализацией, и с тем, что все же уровень жизни в Польше, в Чехии выше, чем в Украине, в Великобритании ‒ выше, чем в Чехии, Польше. Это один момент. Второе, что касается интеграции. Честно, говоря, я не вижу здесь никаких проблем. Потому что вообще все школы, которые существуют в Украине, они являются государственными. А если мы говорим о национальных школах (будь то еврейские, или польские, или другие), то это означает просто наличие дополнительного национального компонента, касающегося изучения языка, изучения истории, традиций и т. д. Они имеют дополнительные возможности.