В историю она вошла как покровительница ученых Крыма

В историю она вошла как покровительница ученых Крыма. Эта удивительная женщина Инджи-Бек-хатун жила в эпоху больших перемен. Ее необъятная страна – Великая Орда, куда входил и родной Крым, только что пережила реформы в области религии, став официально исламским государством. В этой связи супруг Инджи-Бек-хатун чингисид хан Тулек-Тимур наместник Крымского юрта, инициировал в 1314 году строительство мечети в честь хана Узбека в столичном городе Къырым.

Мы мало знаем о самой Инджи хатун, но по ее активной деятельности можно судить, что еще довольно молодая первая дама Крыма обладала твердым характером. Ее кипучая энергия и равное положение с супругом позволяли вносить свой вклад в развитие юрта.

В 1332 году рядом с мечетью появляется еще одно монументальное здание с внушительным 12-тиметровым порталом – это медресе. Оно было в четыре раза больше мечети, с большими аудиториями для студентов, внутренним двором и фонтаном. На этот раз меценатом и инициатором грандиозной постройки выступила сама Инджи-Бек-хатун. Она лично выбрала место, где, по ее мнению, должно было находиться медресе. До того, как заработали кирки строителей, здесь был ремесленный район и торговые ряды. Но Инджи хатун смогла договориться с владельцами торговых лавок и перевести их в другое место, а этот участок использовать под строительство своего детища.

Хатун заранее позаботилась о преподавательском составе. Она пригласила более 20 крымских ученых, получивших известность в различных центрах мусульманского мира того времени.

В 1372 году не стало Инджи хатун. Она завещала похоронить себя на территории своего главного детища. Ее волю исполнили. Аудиторию в северной части здания перестроили под мавзолей основательницы. Под полом появилась усыпальница, над которой на постаменте возвышался мраморный памятник. Пол был выложен плитками березового цвета с золотыми узорами и покрыт коврами.

Само медресе просуществовало не долго. В 1423 году оно пострадало от сильного землетрясения и с тех пор больше не восстанавливалось. Мусульманская община продолжала поддерживать лишь дюрбе основательницы медресе, а со временем у его стен выросло кладбище. К великому сожалению, сегодня от этого храма просвещения и науки остались одни руины.

Новая серия видеоблогов «Tугра» рассказывает о прекрасной половине ханской эпохи. Кем были эти женщины, и какой след оставили после себя. В центре каждой серии – история одной из женщин.

Тугра – ханская печать, символ крымскотатарской государственности, своеобразный ключ к пониманию нынешних проблем Крыма.

Автор текста и ведущая – Гульнара Абдулла, режиссер – Фатима Османова, оператор и режиссер монтажа – Эльдар Халилов, автор идеи и продюсер –Эмине Джеппар.

В видео использованы фрагменты х/ф Osmanlinin Kurulusu (режиссер – Yucel Qakmakli, 1988), а также музыка Matti Paalanen – Drama, Plastic3 – Epic dramatic film music.