Сергей Громенко рассказывает о судьбе епископа Иннокентия, связанного с Крымом, бывшего также и историком

Специально для Крым.Реалии

Традиционно принято думать, что религия и наука настолько несовместимы, что священник может только вести ученого на костер. Между тем, этот стереотип был искусственно насажден в советское время, а в реальности все было по-другому. Например, в период с 500 по 1800 год абсолютное большинство ученых на западе имели богословское образование или служили в церкви, да и потом такие случаи не были редки. Конечно, глядя на сегодняшнюю Россию («Третий Рим» с «духовными скрепами» и «православными ценностями») трудно поверить, что когда-то дела обстояли иначе, но это так. Даже в России церковь не всегда стояла на пути прогресса. Недавно мы говорили о крымчанине, епископе и враче Луке (Войно-Ясенецком). Пришло время поговорить о другом епископе, связанном с Крымом, бывшим также и историком – Иннокентии (Борисове). Начало истории читайте здесь.

В 1854 году, во время апрельской бомбардировки Одессы англо-французским флотом, Иннокентий служил в соборе лично – так началась его карьера военного капеллана.

В сентябре-ноябре того же года архиепископ посетил охваченный войной Крымский полуостров: Перекоп, Симферополь, Бахчисарай, Феодосию и Геническ. Иннокентий не только произносил ободряющие проповеди перед военными и гражданскими, он передал под нужды госпиталя Корсунский монастырь рядом с Каховкой и велел принять на счет монастыря обеспечение раненых питанием, «духовной и вещественной помощью».

Ввиду нехватки священников в армии, Иннокентий распорядился по крымским монастырям «оставив кого-либо для охранения своих мест, всех иеромонашествующих выслать… на те пункты, где находятся раненые воины, как в лазареты, так и на самое поле брани».

В июне-июле 1855 года архиерей предпринял второе путешествие в воюющий Крым. Начав с посещения госпиталей, он закончил прибытием в Севастополь. Катер, на котором Иннокентий отплывал с Графской пристани, попал под обстрел, но архиепископ выказал удивившее его спутников хладнокровие.

Тогда же он провел две литургии, на которых обратился к солдатам и матросам с такими словами:

«По всему лицу земли Русской нет ни одного сына Отечества, который бы в настоящее время не витал постоянно мыслию своею с вами… не скорбел бы вашими скорбями, не соболезновал вашими ранами, равно как не радовался бы о ваших успехах, не хвалился вашею твердостью и мужеством. Не малое что-либо и даже не просто человеческое происходит здесь… решается судьба Востока и Запада, а может быть, и всего света… Огонь настоящей брани не случайно разгорелся… именно у вас и на том самом месте, где колыбель нашего православия… где Отечество наше встретилось некогда и вступило навсегда в духовный союз с православным Востоком… Сим самым Россия поставлена, можно сказать, в необходимость — стоять за сие место, как за святыню и драгоценность. Довершайте то, что начато вами так достославно и продолжено доселе так беспримерно!».

Даже покинув осажденную крепость, владыка тщательно наблюдал за перипетиями войны. По словам близко знавших его людей, он собирал о них «самые подробные сведения», «постоянно был обложен картами и планами», и вообще был похож «более на полководца, нежели на архиерея». Более 500 писем он получил в ходе войны.

Личное мужество Иннокентия, а также его организационные меры, предпринятые в разгар боевых действий, не остались незамеченными. В сентябре 1856 года архиепископ был введен в состав Святейшего Синода, став, таким образом, одним из руководителей всего российского православия.

По завершению боевых действий важнейшей задачей Иннокентия стало возрождение уничтоженных храмов и монастырей, возведение часовен на местах главных битв, приведение в надлежащий вид кладбищ погибших защитников Крыма. В апреле 1857 года он осуществил последний в своей жизни вояж в Крым, чтобы на месте разобраться с масштабами причиненного убытка, изыскать средства на восстановление разрушенного и отдать нужные приказания. В Евпатории после службы он совершил панихиду на братской могиле павших солдат и матросов, повелев повторять ее раз в год в день святого Георгия и соорудить там памятник.

Вскоре архиепископ покинул Крым, но в пути простудился, и после непродолжительной болезни умер в Одессе 26 мая (7 июня по новому стилю) 1857 года.

В 1997 году Иннокентий стал местночтимым святым Одесчины, в Одессе с 2007 года хранятся его мощи, в 2013 году ему установлен памятник, а в селе Раздельное в этом году появилась улица святого Иннокентия.

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции