Настя Дрозд – об информационной гигиене и сетевой безопасности

В разговорах со своими «ватными» знакомыми я постоянно удивлялась одному факту: почему люди, которые поддерживают Россию и выражаются штампами кремлевской пропаганды, при этом утверждают, что они якобы не читают российских СМИ, а телевизор вообще не смотрят. С одной стороны, этих людей можно было заподозрить во лжи, но однажды ответ пришел сам собой.

Как-то, еще два года назад, мне понадобилось отослать письмо крымской подруге, а несколько месяцев назад – родственнику. В результате выяснилось, что оба они пользуются российским почтовым сервисом mail.ru. Признаюсь, раньше и у меня была эта почта, пока я не посчитала ее небезопасной и не отказалась от этого сервиса. Кстати, это произошло не так давно, примерно через пару месяцев после аннексии Крыма. Что страшного может быть в пользовании российской почтой и как это связано с политикой, спросите вы? Отвечаю.

Любой российский сервис по определению не только позволяет ФСБ следить за гражданами, но и вливает в мозг этих граждан пропагандистскую информацию. Дело в том, что тот же mail.ru уже давно превратился не просто в почту, а и в разветвленный интернет-портал, на котором можно прочитать, в том числе, новости. Выбор этих новостей, как водится, тоже понятен – зачастую он антиукраинский и несет те же самые месседжи, что и телепропаганда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пользователи подобных сервисов, сами того не желая, становятся заложниками российского медиапространства.

Более того, почтовые и прочие сервисы, вполне возможно, имеют гораздо большее влияние на граждан, чем те же новостные порталы. Ведь на новостных сайтах читатель иногда все же включает критическое мышление, понимая, что почти все СМИ – заангажированные, а вот на сайте полезного сервиса эта критика подчас выключается, тем более, что обычно там предлагается довольно широкая выборка новостей из разных СМИ. (При этом не обязательно открывать сами новости, достаточно одних только удачно подобранных заголовков.) Таким образом, формируется информационное поле, в котором существует иллюзия самостоятельного выбора информационного источника и иллюзия широты информации.

То, что пропаганда отлично работает через почтовые сервисы, подтверждает и сухая статистика. Еще в 2014 году эксперты провели исследование, в ходе которого выяснилось, какими почтовыми сервисами пользуются жители Украины. Так вот, вскрылась пугающая тенденция (хотя тогда еще почти никто не понимал весь ужас ситуации): 64% всех e-mail украинцев приходилось на российские почтовые сервисы. И самая большая доля их пользователей, где бы вы думали, была зарегистрирована? Правильно. В Крыму (82%), в Донецке (78%) и в Луганске (78%) – областях, в которых развились известные всем события. При этом на тот момент в Украине было только две области, где доля российских почтовых сервисов составляла менее половины – Львовская и Киевская (по 44%, хотя и это очень много). Почтовыми сервисами российского происхождения предпочитали пользоваться русскоговорящие украинцы. Украиноязычные же граждане больше предпочитали Gmail и украинские сервисы. Наиболее популярными почтовыми сервисами в стране были российский mail.ru (43%), на втором месте оказался gmail.com (14%), а на третьем – снова российский сервис yandex.ru (10%), на четвертом российский rumbler.ru (4%).

Что же мы видим сегодня? БольшАя часть украинцев перешла на украинские и мировые почтовые сервисы вместо российских. Тем не менее, многие не видят проблемы в том, чтобы пользоваться тем же mail.ru. Так, по косвенным данным различных исследований, можно судить о том, насколько ситуация изменилась, а точнее, практически не изменилась. И это касается не только почтовых сервисов, а и других ресурсов.

К примеру, в марте 2016 года было проведено исследование, направленное на то, чтобы выяснить, какие сайты самые популярные среди жителей Украины (исследование компании TNS). Оказалось, что около 70% украинцев регулярно пользуются поиском Google. Но сразу же следом за ним идет российская соцсеть vkontakte – 67%. На третьем месте youtube.com – 64%, но тут же на четвертом месте mail.ru – 57%. На десятом месте еще одна российская сеть odnoklassniki – 38%. Если сравнивать с февралем 2015 года, то тенденция позитивная, так как тогда vkontakte стоял на первом месте, а сейчас он все же уступил место Google. Но если смотреть в разрезе января 2016 года, февраля 2016 года и марта 2016 года, то заметна тенденция роста охвата украинских пользователей российскими сервисами. 

Увы, многие украинцы настолько несознательно подходят к вопросам информационной гигиены и сетевой безопасности, что новую социальную катастрофу в стране, возможно, будет устроить не так уж и сложно. И здесь уже государство должно как минимум проводить информационную пропаганду по пользованию украинскими и мировыми почтовыми и прочими сервисами взамен российских. Однако складывается впечатление, что подобные проблемы на государственном уровне никому не интересны.

Настя Дрозд, блогер, крымчанка

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции