Как чувствует себя музыкальный праздник вдали от своей родины?

С 25 по 28 августа в украинском Черноморске проходил Koktebel Jazz Festival. Как чувствует себя музыкальный праздник вдали от своей родины? Сохраняется ли связь фестиваля с аннексированным Крымом? И как сказывается конкуренция с проводимым на полуострове Koktebel Jazz Party? Об этом говорим с президентом Koktebel Jazz Festival Лилией Млинарич, украинской певицей Кристиной Соловий и гостями фестиваля.

Радио Крым.Реалии | Джаз в изгнании. Как прошел Koktebel Jazz Festival в Черноморске (21:46) 21:46 ▶ 00:00 /21:46 ▶ Загрузить 34 kbps 36 kbps 32 kbps 128 kbps Pop-out player

На украинском фестивале Koktebel Jazz Festival, который открыли 25 августа в Черноморске, был побит рекорд посещаемости. Об этом сообщил пресс-секретарь фестиваля Егор Кирьянов. По его словам, только 26 августа на фестивале было 6 тысяч зрителей, что стало рекордом за те три года, что мероприятие проводят на материковой части Украины. На фестиваль приехали зрители из Молдовы, Беларуси, Грузии, Великобритании. Были и зрители из аннексированного Крыма.

Много лет фестиваль проводили в крымском поселке Коктебель, но после аннексии он переехал в Затоку Одесской области. В этом году оргкомитет решил сменить локацию и перебраться в Черноморск. Российские власти создали аналог украинскому фестивалю – одновременно с Koktebel Jazz Festival на материке в аннексированном Крыму стартовал Koktebel Jazz Party. Организатор и идейный вдохновитель мероприятия – российский журналист Дмитрий Киселев. По его словам, за три дня на фестивале выступили 14 коллективов из более чем 15 стран мира, включая Германию, США, Францию, Великобританию, Кубу, Китай и Японию.

– С нами на связи президент Koktebel Jazz Festival Лилия Млинарич. Лилия, как прошел фестиваль с точки зрения организаторов?

Млинарич: С нашей точки зрения, удалось все и даже чуть больше, чем мы запланировали. Чуть больше – это четвертая сцена фестиваля, Джаз у моря, которую нам помог сделать Черноморский судоремонтный завод и городской совет. Эта сцена была посвящена исключительно классическому джазу.

Лилия Млинарич

– Многие сравнивали ее с Волошинской сценой, работавшей в Коктебеле. Уместно ли это сравнение?

Млинарич: По атмосфере – да, однако концепция была посвящена украинскому джазу, и главной темой была память о выдающемся украинском джазовом музыканте, друге фестиваля, который более 10 раз выступал на сцене фестиваля Юрие Кузнецове. Он уроженец Черноморска, ранее Ильичевска, и мы посвятили эту программу ему.

– В чем была изюминка фестиваля этим летом?

Млинарич: Каждый день главная сцена была посвящена отдельному направлению. Джаз вернулся на большую сцену фестиваля в виде очень красивой субботней программы, где были украинские музыканты, эксперименты и величайшие, на мой взгляд, звезды европейского и американского джаза. Самая моя большая любовь – Tonbruket. Ко мне подходили после концерта и говорили, что это невероятно. В тот же день выступал секстет Дениса Дудко (Denys Dudko Sextet), и это была совершенно невероятная программа, также были прекрасные украинские музыканты Влад Каращук, Кристина Соловий, и все они использовали джазовые импровизации.

– Много ли было на фестивале крымчан?

Млинарич: Человек тридцать ко мне подходили. В первый год фестиваля вне Крыма видела 10 человек из Коктебеля. В этом году были люди из Симферополя, Феодосии, трое – из Коктебеля.

– В прошлом году фестиваль проводили в Затоке, в нынешнем – в Черноморске. Ощущается ли разница?

Млинарич: Мы почувствовали разницу, поскольку впервые работали в городском пространстве, а раньше имели дело с поселками, с количеством жителей около 3 тысяч. Это поселки для отдыха, где людей много в сезон. А Черноморск – город, который живет, развивается, там большая промзона, есть рекреационная зона, в основном для местных.

Мы надеемся, что наше сотрудничество продолжится, и это очень связано с желанием и возможностями местных властей. И Черноморск очень понравился нам тем, что на нашу эко-волонтерскую программу по уборке пляжа пришло более 60 местных жителей. Люди вместе с нами убирали пляж, приводили в порядок заброшенную территорию турбазы, на которой мы находились. Для нас это был прекрасный опыт, и мы безумно благодарны этим людям.

– Повлияла ли на ситуацию геополитика и чувствовалась ли некая состязательность с фестивалем в Крыму?

Млинарич: Мы не чувствовали конкуренции. Мы переехали, потому что Крым – временно аннексированная территория, и украинский фестиваль должен проходить в соответствии с украинским законодательством на украинской территории.

– С нами на связи украинская певица Кристина Соловий. Кристина, каков уровень фестиваля, по сравнению с остальными музыкальными событиями этого лета, в которых вы принимали участие?

Соловий: Это очень красивый фестиваль на берегу моря. И это лучший фестиваль, на котором мне довелось бывать этим летом.

– А как вам публика?

Соловий: Очень теплая. Мне кажется, среди публики было очень много проукраински настроенных граждан.

– Лилия, есть ли у вас идеи по поводу фестиваля в следующем году?

Млинарич: Это правильный тренд в развитии любого фестиваля – находить новые темы, а самое интересное – показывать взаимодействие музыкантов разных стран и стилей, когда у них рождаются новые творческие идеи. В нынешнем году это произошло, и мы надеемся, что эти идеи разовьются в проекты, которые мы покажем уже в 2017. Но пока держим интригу и надеемся.

– Дмитрий Киселев заявил, что проведение фестиваля в Черноморске – это популяризация джазовых сезонов в Крыму, и Jazz Koktebel должен проходить в разных странах мира. Что вы об этом думаете?

Млинарич: Вы знаете, я соглашусь с Киселевым. Для меня Крым – это Украина, а «Джаз Коктебель» – украинский фестиваль. На нем была очень ярко представлена украинская музыка. И, да, мы готовы проводить его и в Нью-Йорке, и в Варшаве, да где угодно. И помним, что коктебельский фестиваль – украинский зарегистрированный бренд.

– С нами на связи крымчанин Станислав, который был на фестивале как в Коктебеле, так и в Черноморске. Станислав, каковы ваши впечатления от фестиваля в этом году?

Станислав: Фестиваль прошел отлично. Как по мне, организаторам удалось главное – не только дать слушателям хорошую музыку, но и привнести частицу Крыма в Черноморск. Местные жители пришли убрать пляж, чтобы послушать хорошую музыку и сделать место, где они живут, лучше. То же было в Крыму, ведь фестиваль делался в том числе для того, чтобы сделать Коктебель ярче, интереснее, напомнить миру о Максимиллиане Волошине.

– Чувствовалась ли нехватка атмосферы крымского побережья?

Станислав: Для крымчан эта нехватка постоянна. Но в моменты, когда люди сидят на пляже или купаются в море и слушают джаз, можно ненадолго забыть, что ты не в Крыму.

– Есть ли у вас пожелания к организаторам?

Станислав: Только одно – проводить фестиваль чаще и больше. Конечно, хотелось бы, чтобы он как можно скорее вернулся в Крым. А пока – чтобы он посещал другие города Украины.