Будет ли Украина легально выдавать вторые комплекты документов взамен тех, что автовладельцы вынуждены обменивать в ГИБДД на российский комплект?

У крымских автовладельцев есть проблема с украинскими автономерами: сейчас правительство требует заменить их на российские. Сделать это нужно до 1 апреля. Как Украина сможет помочь крымчанам, когда организует хранилище автомобильных номеров на админгранице с полуостровом и будет ли легально выдавать вторые комплекты документов взамен тех, что автовладельцы вынуждены обменивать в ГИБДД на российский комплект? Об этом говорим с председателем Госслужбы Украины по делам Крыма и Севастополя Нариманом Устаевым и начальником Главного сервисного центра МВД Украины  Владиславом Криклием, а также с жителями полуострова.

– У нас на связи из Крыма крымчанин Иван, который оказался в сложной ситуации: его автомобиль все еще с украинскими номерами. Иван, расскажите о своей проблеме и о том, что вы намерены делать.

Иван: Вся надежда наша на рідну неньку-Україну. Будем говорить так: Путин обещал крымчанам, что хуже не будет. Порошенко обещал, что Крым – наш. На самом деле мы пока брошены наедине со своими проблемами. Под этим прессом мы ждем 1 апреля. Хотя есть такие данные, что в правительстве Крыма вроде бы обсуждается вопрос, что штрафовать не будут до 1 августа. Но это неподтвержденная информация. Но если такой прессинг будет и дальше, у нас просто не останется другого выхода, кроме как стоять в очередях и менять номера. Либо переезжать в Украину и продавать транспортное средство там. Но это еще большая проблема. Меня интересует, какой механизм получения дубликатов свидетельства о регистрации и, возможно, номеров. Возможно, не надо получать дубликаты, достаточно, допустим, ксерокопии свидетельства о регистрации, заверенной печатью любого МРЕО на материковой части Украины?

Радио Крым.Реалии/ Как «вырулить» из ситуации с номерами Радио Крым.Реалии/ Как «вырулить» из ситуации с номерамиi ▶ ▶ || 0:00:00 … ⇱   RealAudio — 5,4MB WindowsMedia — 5,7MB MP3 — 5,0MB MP3 — 19,9MB     ▶ X Добавить в список Загрузить RealAudio — 34,8kb/s — 5,4MБайт WindowsMedia — 36,8kb/s — 5,7MБайт MP3 — 32,0kb/s — 5,0MБайт MP3 — 128,0kb/s — 19,9MБайт

 

– Иван, а насколько часто вы ездите в Украину и зачем?

Иван: В прошлом году был пять раз, в этом году уже один раз и в ближайшее время собираюсь приехать еще.

– То есть номера вы еще не меняли и не стояли в очередях на замену номеров не российские?

Иван: Нет, пока не менял, потому что у меня последняя надежда на Украину, на то, что хоть как-то этот вопрос решится.

– Уточню – подконтрольный Российской Федерации прокурор Крыма Наталья Поклонская накануне заявила, что штрафовать не будут до 1 июля. У нас на связи глава Госслужбы Украины по делам Крыма и Севастополя Нариман Устаев. Нариман-бей, могли бы вы коротко озвучить ваши предложения, как выйти из этой ситуации?

Нариман Устаев

Устаев: Мы исходим из того, что в любом случае должны предложить решение – ведь, в принципе, это сервисная услуга. Любой госорган, по большому счету, должен ориентироваться на два пункта: интересы государства и интересы граждан. Соответственно, мы не обозначаем проблему и не говорим о том, что это невозможно сделать, а ищем решение. Мы предлагаем создать сервисные центры в нейтральной зоне перед контрольными пунктами въезда-выезда, где наши граждане, имеющие транспортные средства, приобретенные в соответствии с законодательством Украины, смогут приобрести дубликаты автономерных знаков и дубликаты документов на автомобиль и далее продолжать движение по территории континентальной Украины, уже имея автономерные знаки, соответствующие украинскому законодательству.  Это могут быть три пункта на административной границе: Чонгар, Чаплинка и Каланчак. У вас на связи был крымчанин Иван, спрашивавший о ксерокопиях. К сожалению, движение транспортных средств без номерных знаков не предусмотрено законодательством Украины, тут есть высокий криминальный риск, и на автомобиле обязательно должен быть автономерной знак.

– Нариман-бей, насколько быстро можно получить дубликат на нейтральной территории? Сколько это будет занимать времени для одного автомобиля?

Устаев: На территории Киева такие дубликаты изготавливаются за считанные минуты – 20, возможно, 30 минут. Но мы понимаем, что первое время при выдаче таких дубликатов так или иначе будут очереди.

– То есть вы предлагаете производство этих дубликатов на нейтральной территории?

Устаев: Да, потому что после пунктов пропуска, где проверяют сотрудники пограничной службы, въезд с номерами, которые сейчас выдаются в Крыму, невозможен.

– Допустим, человек едет уже с другим техпаспортом и российскими номерами. Для того, чтобы установить, что это тот самый украинский автомобиль, который имеет право на номер и техпаспорт, нужно проверить его в базе данных по административному коду. Что это не купленный в Российский Федерации, а крымский автомобиль, зарегистрированный еще при Украине. Значит, на этой нейтральной территории должны работать и представители МВД с базой данных?

Устаев: Да, должны быть представители МВД. Потому мы и говорим о сервисном центре. Я знаю определенную позицию МВД по данному вопросу. Но, тем не менее, несмотря на то, что это не было изначально предусмотрено в бюджете, что есть определенные сложности с оборудованием сервисных центров, потому что на одном из участков расстояние между украинскими пограничниками и тем постом, который оборудован на территории Крыма, буквально 50 метров. Это достаточно сложно, и мы будем говорить о создании не трех сервисных центров, а, возможно, двух, чтобы минимизировать наши расходы. Но это должно быть на нейтральной территории с привлечением сотрудников МВД.

– У нас на связи начальник сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий. Владислав, накануне вы сказали в интервью Крым.Реалии, что сервисный центр МВД не считает возможным выдавать дубликаты на административной границе. Придерживаетесь ли вы по-прежнему этого мнения?

Владислав Криклий

Криклий: Изменить мнение мы, к сожалению, не могли. Мы присутствовали на совещание, где озвучивалось предложение, о котором говорил Нариман Устаев. Там присутствовали и представители Министерства финансов и пограничной службы. Дело в том, что для организации таких сервисных центров ближе к границе Украины с временно оккупированным полуостровом нужно будет вводить разное количество смен. У сотрудников 8-часовой рабочий день, а обращения будут касаться абсолютно разных транспортных средств, как частного, так и коммерческого пользования. Все упирается во время. Организовать этот механизм до 1 апреля не получится. Обучить людей тоже.

– Владислав, российские власти все же решили не штрафовать крымчан с украинскими номерами до 1 июля. Сама Наталья Поклонская дает вам еще три месяца. Успеете?

Криклий: Дают не нам, а гражданам, которым они создают неудобства.

– И все же вопрос – успеете ли? Здесь не до шуток. С Крымом нет авиасообщения, железнодорожного сообщения, осталось только автомобильное, частными транспортными средствами. Разве мы не знали об этой проблеме раньше? Что предлагает МВД?

Криклий: Какая проблема? По большому счету Международная конвенция говорит о том, что номерные знаки могут использовать с одной стороны. Мы изобретаем механизм, который, в принципе, противоречит здравому смыслу и международному законодательству. На территории полуострова машины с 1 апреля или 1 июля эксплуатируют знаки РФ, а на территории Украины – номерные знаки Украины.

– Владислав, то есть вы предлагаете крымчанам обращаться в международные суды? Или мы все же хотим придумать для своих граждан адекватный механизм?

Криклий: Я не предлагаю. Я говорю, что нет в законодательной плоскости механизма, который официально разрешил бы так сделать. Не секрет, что многие, находясь на территории полуострова, используют номерные знаки РФ, держа их где-то под полой. Достали, на нейтральной территории одели госномера Украины и дальше путешествуют.

– То есть по факту вы признаете существование такого механизма, но не готовы пойти на то, чтобы облегчить жизнь гражданам Украины и предоставить им возможность  делать это более-менее легально и удобно? Вы против этого?

Криклий: Мы руководствуемся законодательством. Если  будет законодательный механизм, организовать все это не проблема. И тогда до 1 июля мы это успеем. Я просто констатирую факт, что на сегодняшний день это противоречит международному законодательству, вот и все.

– Севастопольский пенсионер и юрист Вячеслав Муляр судился с правительством РФ, которое заставило ускорить обмен украинских документов и номеров на российские. Суд он проиграл, однако считает, что даже если в Крыму представители ГИБДД будут останавливать крымчан, которые не заменили номера, им нечего предъявить. Предлагаю послушать его комментарий.

МНЕНИЕ

Муляр: Действительность документов никем не оспаривается. Попытка инспектора ГАИ составить протокол должны быть связана с тем, что он вынужден указать, какую норму административного закона нарушил водитель. На сегодняшний день я такой нормы не знаю и не знаю, что они будут предъявлять. То ли это будет езда с недействительными номерами – а мы видим, что номера и документы действительны. То ли будет другое основание. Будет первый протокол – увидим.

– Дело в том, что само постановление правительства, заставляющего крымчан менять номера, звучит так: «Собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории республики Крым и города Севастополь, приобретших гражданство Российской Федерации». Но в Крыму проживают в том числе и не граждане РФ, собственники, которые отказались от российского гражданства и живут по виду на жительство. Для того, чтобы оформить временный ввоз, им придется платить достаточно большие депозиты, и эти автомобили смогут находиться на полуострове не более полугода в течение одного календарного года. Такова ситуация, и ответа на эти вопросы пока нет. Нариман-бей, как относится правительство Украины к вашему предложению? Предлагали ли вы свой механизм решения проблемы с созданием сервисных центров на админгранице на вчерашнем заседании Кабмина?

Устаев: Когда говорят о том, что механизм не соответствует законодательству, я могу сказать одно. Раньше у нас не было оккупации, и мы не могли предусмотреть этого законодательно. В данной ситуации нужно вносить изменения, которые мы и предлагаем. Тогда все будет абсолютно законно. Что касается позиции правительства. Мы озвучили свое предложение премьер-министру Украины, получили четкое поручение, где прописано всем заинтересованным органам власти разработать и внести на рассмотрение Кабмина. Есть четкая позиция правительства – решить этот вопрос. По состоянию на вчерашний день получены материалы от всех заинтересованных органов, за исключением одного.

– Что это за орган?

Устаев: Не хочу говорить заранее, обещали предоставить все в течение дня. Иначе будет нарушено поручение.

– У нас на связи Максим Мишин, глава общественной организации «Дорожный контроль Севастополь – Севастополь». Максим, у вас есть свое предложение для крымчан, которые не успели или не успеют поменять номера до 1 июля. Что вы предлагаете?

Максим Мишин

Мишин: Самый простой способ – внести в базу РФ все оставшиеся номера зарегистрированных транспортных средств по Севастополю и Крыму. По нормативным документам, которые регламентируют законность всех ранее принятых документов Украины, они действуют сейчас на территории РФ, Крыма и Севастополя. Это частная собственность, она никоим образом не перестает ею быть. Достаточно внести некоторые изменения, и все. Крымчане сегодня имеют двойное гражданство. Если водитель выедет за пределы Крыма, то есть территорию РФ, в Украину, въедет сюда по украинским документам, то на территории Крыма он уже будет находиться согласно Международной конвенции. Что это значит? Водитель оформляет грин-карту, въезжает на территорию Крыма или Севастополя, может здесь находиться в течение трех месяцев, а авто – в течение года.

– Но грин-карта на территории Крыма не действует. Об этом говорит российская таможня.

Мишин: Но украинское законодательство требует именно оформления грин-карты. И это определенный юридический минус – как если вдруг на территории Крыма происходит ДТП, и водитель украинской стороны имеет грин-карту, то ущерб можно возмещать только в индивидуальном порядке. Я считаю, необходимо это урегулировать с украинской стороной, и должно быть достаточно страховки, оформленной на территории Крыма, для водителя с украинскими номерами. При оформлении документов и въезда сюда как украинского гражданина на территорию Крыма водитель подпадает под действие Международной конвенции.