«Будущий статус Крыма корректней называть национальной территориальной автономией, а не крымскотатарской автономией» – Рефат Чубаров

На материковой Украине и в «российском» Крыму активизировались дискуссии по поводу создания крымскотатарской автономии. Москва и Киев, естественно, видят ее по-разному. С одобрения российских властей создается федеральная организация под названием «национально-культурная автономия крымских татар». А руководство Украины заявляет о намерении объявить Крым крымскотатарской автономией в Конституции и предоставить коренному народу полуострова политические права.

Рефат Чубаров

«Представьте себе на минуту, что вы крымские татары. Со своей очень сложной, где-то трагической, где-то крепкой предыдущей историей. Когда-то вы имели свою государственность, вы об этом не можете забыть, это ваша историческая память. Сегодня вы думаете о том, как сохраниться на своей земле со своим языком, культурой, обычаями, традициями. Вы хотите того, чего хотят все. Все народы. И если вы пытаетесь такими сохраниться, вы должны опираться на право, которое вам это позволит», – сказал глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, выступая на дебатах «Крымскотатарская автономия в составе Украины».

Он напомнил, что, в соответствии с принципами международного права, коренные народы имеют право на самоопределение. Однако, по его словам, в собственном государстве крымских татар – Украине – не хватает правового регулирования, которое бы позволяло народу сохраняться и развиваться.

«Скажем, вы не можете сохранить свой родной язык, если не установите определенные правовые нормы, которые бы гарантировали вам обучение ваших детей на вашем родном языке. Вы не можете сохраниться, если не будете иметь равный доступ к управлению своей землей. Не приоритетный, не доминантный, а хотя бы равный доступ. Должны быть законы, которые вам бы давали такие возможности», – отметил глава Меджлиса.

Международные нормы и практики права предполагают, что коренные народы имеют право на самоопределение, и одной из формой реализации этого права является национальная территориальная автономия. Такие образования, например, существуют в скандинавских странах, в которых проживает народ саами.

Наталья Белицер

«В случае самоопределения коренных народов идет речь о так называемом внутреннем самоопределении. Это означает, что все механизмы, все формы самоуправления, автономии происходят исключительно в границах существующего демократического государства и никоим образом не могут ставить под сомнение ни ее суверенитет, ни ее территориальную целостность», – пояснила эксперт киевского Института демократии им. Пилипа Орлика Наталья Белицер.

«Марионеточные образования»

В России реализацию права коренных народов на самоопределение понимают специфически. Недавно глава подконтрольного Москве Госкомитета Крыма по межнациональным отношениям Заур Смирнов заявил, что в скором времени будет создана «федеральная национально-культурная автономия» крымских татар. В России такие автономии являются видом общественного объединения. В соответствии с законодательством, их целью является самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности малых народов, развития их языка, образования и национальной культуры. На территории Российской Федерации действуют подобные автономии чувашей, евреев, казахов, казанских татар, поляков и других народов.

«Сейчас идет работа в Санкт-Петербурге, Астраханской области, Москве по созданию региональных национально-культурных автономий крымских татар. После этого крымские татары получат право создавать национально-культурную автономию федерального уровня», – сказал Заур Смирнов.

По его словам, уже известно, кто станет главой «национально-культурной автономии» крымских татар. На эту должность собираются назначить Эйваза Умерова – общественного деятеля известного своей лояльной позицией к Кремлю.

Лидеры крымскотатарского национального движения не поддержали создание «национально-культурной автономии». Первый заместитель главы Меджлиса Нариман Джелял заявил, что данная структура создается для того, чтобы создать видимость заботы власти о крымских татарах.

Нариман Джелял

«Создание некой национально-культурной автономии, а согласно российскому законодательству – это обычная организация с несколько иными задачами, функциями, я рассматриваю как стремление власти пожелания и требования, которые крымские татары высказывают на протяжении долгого времени, свести на некий минимальный уровень. Это попытки нивелировать крымскотатарский вопрос с одной стороны, а с другой – продемонстрировать некую заботу о крымских татарах со стороны власти», – сказал Нариман Джелял.

Юлия Тищенко

Эксперт Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко обратила внимание на то, что заявления о создании «национально-культурной автономии» крымских татар звучали из уст российских руководителей практически сразу после того, как Москва установила контроль над полуостровом.

«Все исследователи, которые сегодня занимаются «культурными автономиями» в России относительно разных групп национальных меньшинств, указывают, что это довольно слабые, и не то чтобы марионеточные, но маргинальные образования», – отметила она.

Реальное равенство

Украинские власти понимают право крымских татар на самоопределение иначе. 18 марта 2014 года Верховная Рада издала постановление, в соответствии с которым Украина присоединяется к Декларации ООН о правах коренных народов и, собственно, признает коренным народом крымских татар. Вот только произошло это, когда Киев потерял контроль над полуостровом, и реализовать принятые нормы на практике в данный момент, естественно, невозможно.

18 мая этого года президент Украины пошел еще дальше и заявил, что в новой редакции Конституции Украины АРК получит статус крымскотатарской национальной территориальной автономии. При этом он не уточнил, как это будет на практике, в случае если Киев восстановит контроль над Крымом.

Эксперты утверждают, что, в первую очередь, статус национальной автономии должен подразумевать, что законодательство будет гарантировать полноценное представительство коренного народа в органах власти.

«На самом деле детальных разработок еще нет, а подходы такие – обеспечение представительства в органах власти. Есть несколько репрезентативных моделей. Одна – квотная, другая – специальная система нарезания округов. Но главное – репрезентативность. И в органах исполнительной власти представительство должно быть также пропорциональным на местном региональном уровне», – пояснила конфликтолог Наталья Белицер.

Политолог Юлия Тищенко добавляет, что в модель национальной автономии в Крыму должны быть заложены основы для реального равенства между разными этническими группами.

«Должны быть заложены гарантии для крымскотатарского народа относительно вопросов представительства. Почему? Потому что это на самом деле это одна из основных тем, если брать разные вопросы относительно разных групп меньшинств. Это также вопросы относительно культуры, языка, возможности взаимодействия с другими группами, вопросы, связанные с принятием решений и возможности учета со стороны центральной власти каких-то мыслей коренного народа по поводу проблем, которые касаются этой группы», – отметила она.

Лидер Меджлиса Рефат Чубаров считает, что будущий статус Крыма корректней называть национальной территориальной автономией, а не крымскотатарской автономией.

«Статус Крыма как национально-территориальной автономии на основе права крымскотатарского народа на самоопределение означает то, что, гарантируя права крымским татарам, мы выписываем правовые механизмы соблюдения прав всех. И тогда мы избегаем очень многих вопросов, это нужно выписывать, действительно. И основные дебаты и дискуссии будут именно тогда, когда мы будем выписывать механизмы. Они там будут очень важными», – заявил он.

Он предложил всем направлять ему и его соратникам конкретные предложения по поводу того, как следует на практике реализовывать национальную территориальную автономию в Крыму. По мнению Рефата Чубарова, вовлечение неравнодушных граждан в этот процесс поможет снять в крымском обществе напряжение и снизить градус беспокойства.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: