Первым из принятых на Курултае крымскотатарского народа в июне 1991 года документов стала Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа

Первым из принятых на Курултае крымскотатарского народа в июне 1991 года документов стала Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа. Это и символично, и легко объяснимо, поскольку вопрос о национальной государственности в постдепортационный период был существенным сегментом национального сознания крымских татар. Читайте начало материала здесь.

Декларируя, что «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международно-правовых актах, признанных мировым сообществом», Курултай при этом заявил: «Отношения между крымскими татарами и национальными и этническими группами, проживающими в Крыму, должны строиться на основе взаимного уважения, признания человеческих и гражданских прав и интересов, должно обеспечиваться строгое соблюдение политических, экономических, культурных, религиозных и иных законных прав всех людей независимо от их этнической принадлежности».

Курултай обратился к Президенту СССР, в Верховный Совет СССР и Верховный Совет УССР: «Опираясь на Декларацию Курултая о национальном суверенитете крымскотатарского народа от 28 июня 1991 года и Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав»:

1.      Признать неотъемлемое право коренного народа Крыма – крымских татар на свободное самоопределение и восстановление национальной государственности в пределах границ, установленных СНК РСФСР от 18 октября 1921 года.

2.      Признать образованный Курултаем крымскотатарского народа Меджлис высшим единым полномочным представительным органом крымскотатарского народа.

3.      Президенту СССР поручить союзным и республиканским органам государственной власти и управления, государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа в кратчайшие сроки разработать и утвердить государственную программу возвращения крымских татар в Крым В течение 1991-1993 годов, имея в виду самое активное участие в реализации этой программы Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Российской Федерации и Украины».

Как отмечал лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев уже многие годы спустя, в апреле 2014 года, в интервью агентству «Укринформ»: «Долгосрочные интересы [крымских татар – Г.Б.] были продекларированы еще 23 года тому назад: национально-территориальная автономия в рамках Украинского государства». Стремление к этому не означает, что крымские татары хотят доминировать в Крыму. Самое существенное, что в этой автономии, продолжал Джемилев, будут механизмы, которые гарантируют и защищают права крымскотатарского народа, его язык, представительство во всех ветвях власти, сохранение его самобытной культуры.

Сессия Курултая 1991 года избрала высший полномочный представительный орган крымскотатарского народа – Меджлис в составе 33 человек и Ревизионную комиссию Курултая в составе 7 человек. Председателем Меджлиса крымскотатарского народа был избран Мустафа Джемилев, его заместителем – Рефат Чубаров. Председателем Ревизионной комиссии утвержден Ремзи Аблаев.

Уже спустя несколько дней, 6 июля 1991 года, состоялось первое заседание Меджлиса, на котором была утверждена его структура. Члены Меджлиса приняли решение о подготовке Положения о местных органах национального самоуправления. Эти органы образовывались в соответствии с поручением Курултая и призваны были реализовывать решения Меджлиса крымскотатарского народа, защищать интересы народа, во взаимодействии с местными органами государственной власти содействовать возрождению и развитию культуры, языка, религии, обычаев и традиций. В течение 1991-1992 годов на территории всех сельских, поселковых, городских советов Крыма были избраны региональные и местные органы национального самоуправления крымских татар (меджлисы), среди них – 15 районных и 7 городских.

На следующих сессиях Второго Курултая продолжалось оформление и институционализация системы представительных органов – системы, которая просуществовала последующие годы.  

31 июля 1993 года был принят Регламент Курултая крымскотатарского народа. Документ сформулировал статус и полномочия Курултая. Согласно Регламенту: «Курултай – национальный съезд – выразитель интересов и воли, орган национальной консолидации крымскотатарского народа. На Курултае крымскотатарский народ представлен своими полномочными делегатами, избранными во всех местах проживания крымских татар на территории бывшего СССР».

Был определен срок полномочий избранного состава Курултая – 4 года, а также цели  и задачи Курултая, статус делегата, рабочих органов и порядка работы Курултая.

Последующими созывами Курултая крымскотатарского народа в его регламентирующие документы вносились изменения и уточнения, в частности, делегаты Курултая избирались сроком на 5 лет. Постоянными выборными должностными лицами и органами Курултая, функционирующими в период между его сессиями, являются: Председатель Меджлиса; Меджлис крымскотатарского народа; Ревизионная комиссия; Мандатная комиссия.

Еще одним важным решением, принятым второй сессией Второго Курултая было Постановление «О принятии крымскотатарского алфавита на основе латинской графики». Курултай постановил утвердить новый крымскотатарский алфавит на основе латинской графики, поручал Меджлису разработать комплексную программу мероприятий по внедрению нового алфавита и безотлагательно приступить к ее реализации, обратиться к Президенту и в Кабинет Министров Украины с просьбой издать законодательные и нормативные акты по обеспечению перевода крымскотатарской письменности на латинскую графику.

Шли годы… 1 ноября 2013 года, через несколько дней после первой сессии Шестого Курултая, в Ханском дворце Бахчисарая  состоялась торжественная инаугурация нового состава Меджлиса крымскотатарского народа.

Тот солнечный осенний день стал одним из самых счастливых дней в истории крымскотатарского народа. Никто тогда еще не знал, какие испытания ждут Крым и крымских татар уже очень скоро, всего спустя несколько месяцев…

Инаугурация нового состава Меджлиса. 1 ноября 2013 года. Фото и архив автора

Особенно сложными стали для системы Курултай-Меджлис последние два с половиной года. После того, как Крым де-факто стал российским, а Меджлис не признал легитимность референдума 16 марта 2014 года – события разворачивались чрезвычайно драматично: весной 2014 года был запрещен въезд на территорию Крыма сначала многолетнему председателю Меджлиса Мустафе Джемилеву, а в июле 2014 – и нынешнему его главе Рефату Чубарову. С 29 января 2015 года томится в тюрьме первый заместитель Председателя Меджлиса Ахтем Чийгоз, которому инкриминируют «участие и организацию беспорядков» 26 февраля 2014 года. Под следствием по обвинению в «сепаратизме» находится заместитель Председателя Меджлиса Ильми Умеров http://ru.krymr.org/content/news/27805070.html

8 сентября 2014 года Меджлис по требованию Центрального районного суда Симферополя покинул здание по улице Шмидта, 2, в котором долгие годы находился его главный офис.

Обыск в здании в Меджлиса. Сентябрь 2014 года

18 апреля 2016 года Министерство юстиции России внесло «Меджлис крымскотатарского народа» в перечень организаций, деятельность которых приостановлена «в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности», а 26 апреля 2016 года Верховный суд Республики Крым отнес меджлис к экстремистским общественным объединениям и запретил его деятельность на территории России.

Обыск в здании в Меджлиса. Сентябрь 2014 года

Отметим, что принятый несколько дней назад в России «антитеррористический пакет» Ирины Яровой может еще более усугубить ситуацию с правами человека в Крыму вообще и вокруг системы представительных органов крымскотатарского народа в частности.

В то же время Постановлением Верховной Рады Украины от 20 марта 2014 года № 1140-VII Меджлис объявлен высшим исполнительным органом крымскотатарского народа, который действует в период между заседаниями Курултая.

Второй Курултай крымскотатарского народа был созван в последние месяцы существования СССР (но кто тогда мог предполагать, что распад Союза уже не за горами?). Его значение состоит в том, что крымскотатарский народ на этапе массового возвращения из мест изгнания на историческую родину и распада СССР воссоздал эффективный орган национального единения и самоуправления, консолидация вокруг которого позволила преодолеть  множество объективных и искусственных препятствий и рисков.

Буквально с первых лет своей деятельности национальный съезд и формируемые им органы национального самоуправления – Меджлис крымскотатарского народа, региональные и местные меджлисы – стали влиятельными субъектами политической жизни не только Крыма, но и независимой Украины.

Конечно, многие поставленные задачи в условиях противоречивого развития независимой Украины оставались не реализованными. Однако последовательное движение крымскотатарского национального движения, обеспечиваемое его высшим представительным органом – Курултаем – способствовало, пусть и очень медленно, изменениям в украинском обществе в его отношении к крымскотатарской проблеме.

Но, достойно сожаления, что кардинальное осознание украинским политикумом необходимости восстановления прав крымскотатарского народа и важности его роли в государственном строительстве Украины наступило лишь в результате трагических событий в Крыму в марте 2014 года…

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: