Гульнара Бекирова – о солидарности крымскотатарского и украинского национальных движений

Специально для Крым.Реалии

Одной из малоизученных, но, безусловно, заслуживающих внимания страниц современной истории борьбы и возвращения крымских татар на родину, в Крым, является тема солидарности и совместных усилий активистов крымскотатарского и украинского национальных движений.

Хорошо известны выступления в поддержку участников крымскотатарского движения генерала-правозащитника, одного из основателей Украинской Хельсинкской группы Петра Григоренко в 1960-1970-х годах.

Кадровый военный, офицер,преподаватель Харьковского высшего командного авиационного училища Генрих Алтунян был уволен со службы за связь с диссидентами и распространение письма академика Андрея Сахарова. В 1969 году после ареста Петра Григоренко Алтунян подписал открытые письма в защиту генерала-правозащитника и крымских татар. Он также стал одним из учредителей Инициативной группы по защите прав человека в СССР. На последнем перед арестом партийном собрании бывшие товарищи подвергли его суровой обструкции: «…Алтунян занимается деятельностью, несовместимой с нашими понятиями о демократии. Сейчас он выступает в защиту прав крымских татар. Это, товарищи, позор!». На что Генрих отвечал: «Письмо в ООН не является единственным, что я написал, – несколько писем в «Правду», в «Известия», обращался в райком, обком, облпрокуратуру, но ниоткуда не получал ответа. И о крымских татарах: в 1967 году они были реабилитированы, за преступления отдельных лиц вся нация не отвечает»… Алтунян получил три года лагерей общего режима.

Украинский поэт, лингвист, многолетний узник сталинских и брежневских лагерей Святослав Караванский в письме председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР в апреле 1966 года назвал выселение крымских татар 1944 года «актом вопиющей несправедливости», который невозможно оправдать никакими аргументами.

Святослав Караванский

К числу малоизвестных документов в защиту крымскотатарского народа относится заявление Зарубежного представительства УГОС (Украинский главный освободительный совет). В июле 1969 года этот орган политического руководства украинского освободительного движения опубликовал в журнале «Сучаснiсть», выходившем в Мюнхене, заявление о проблеме возвращения крымских татар в Крым.

После двусмысленного Указа от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» и активизации национального движения крымскотатарская проблема стала известна на Западе.

К этому периоду относится и данное заявление, которое начинается так: «От длительного времени доходят из Советского Союза многочисленные вести о широко развернутой борьбе крымских татар за возвращение на их родину. Как следует надеяться, эту борьбу полностью замалчивают руководящие круги Советского Союза. Однако миру сегодня известны основные факты этой борьбы. От середины 1950-х годов, то есть от начала так называемой десталинизации, крымские татары, насильно выселенные из Крыма в 1944 году на основе обвинения в коллаборации с немецкими оккупантами, которое Москва распространила на всю их этническую группу, предпринимали меры, чтобы в ЦК КПСС и в правительстве СССР добиться официальной отмены тех правовых актов, которые стали основанием их выселения. Крымские татары требуют, чтобы таким образом была возмещена страшная несправедливость, совершенная по отношению к их народу, чтобы им было разрешено вернуться на родные земли и чтобы была восстановлена автономная Крымская республика».

Отрывок из документа

Далее в заявлении влиятельной организации украинских националистов отмечается, что крымские татары используют в своей борьбе только легальные методы – пишут, собирают подписи и сдают петиции в высшие органы советской власти, организуют делегации для установления диалога с руководством страны, собрания соотечественников. По мнению Президиума ЗП УГОС, борьба крымских татар за свои права является «очень важным звеном широкого фронта борьбы народов Советского Союза за ликвидацию позорного наследия сталинского террора и, что важнее, против рецидивов, за основные гражданские права, за демократию, наконец, за право нерусских народов СССР стать настоящими хозяевами своих земель».

В документе говорится о репрессиях в отношении крымских татар уже после «реабилитационного» указа высшего органа советской власти от 5 сентября 1967 года («к началу 1969 году они выселили из Крыма около 12 тысяч крымских татар, успевших туда вернуться. Организованная крымскотатарская общественность в Узбекистане и ее репрезентанты в Москве ответили на этот общественными собраниями, протестами и интервенциями в правительственных кругах. В ответ на это пришли многочисленные репрессии, точнее обыски, аресты и заключения людей, добивающихся осуществления естественных прав жить на своей земле»).

Поразительная зрелость этого документа заключается еще и в том, что депортацию крымскотатарского народа 1944 года зарубежное представительство украинских националистов интерпретирует как акт геноцида, сравнивая его с голодомором 1933 года. (Речь, напомним, идет о документе 1969 года!): «Насильственное выселение крымских татар с их родины в 1944 году следует квалифицировать как преступление народоубийства, подобное по своему характеру к умышленному уничтожению посредством голода около 4 миллионов украинских селян в 1933 году и к актам массового народоубийства гитлеровскими преступниками. По данным руководителей крымских татар, в результате выселения погибли более 46 процентов их народа, который в количестве около 180 тысяч человек жил в Крыму. Мы убеждены, что придет время, когда эти преступления сталинской диктатуры найдут осуждение всего человечества, как это произошло с преступлениями гитлеризма».

Документ заканчивается выражением солидарности и уверенности, что борьба крымских татар за возвращение на историческую родину в Крым должна найти поддержку всего мирового сообщества, украинцев во всем мире: «Мы не сомневаемся, что этой борьбе сочувствует украинский народ на родных землях, хотя в существующих условиях тоталитарной диктатуры он не может свободно высказаться. Украинский народ и все украинцы, независимо от того, где они живут, должны поддержать законную борьбу крымских татар в частности потому, что сегодня Крым находится в пределах Украины, и мы обязаны солидарно защищать права всех ее граждан, независимо от национальной принадлежности».

В документе содержится ответ на извечный вопрос, почему крымские татары и украинцы являются подлинно братскими народами. Общность исторической судьбы, отсутствие великодержавного и иного шовинизма – то, что сближает эти два народа и дает авторам заявления надежду на их добрососедские отношения в скором будущем:

«Запрещая крымским татарам вернуться в Крым, российские шовинисты распространяют вести, что против такого удовлетворения желаний крымских татар выступают украинцы. Такие коварные маневры со стороны Москвы надо расценивать как провокацию, которая является традиционным средством в политике российского империализма – ссорить порабощенные им народы. Украинскому народу чужд шовинизм, а с крымскими татарами он связан узами общей судьбы, общих интересов и дружбы. Украинцы, живущие в Крыму, и весь украинский народ признает и будет признавать за крымскими татарами, как и за всеми народами, живущими в Украине, право решать вопрос о формах их будущих взаимоотношений с украинским народом и его государством».

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции