Минувшие выходные наша команда посвятила изучению Тепе-Кермен

Минувшие выходные наша «спаянная» за три с половиною года команда посвятила изучению еще одного пещерного города-крепости. На сей раз выбор пал на наименьший из них, что вместе с восьмою другими также числится за Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музеем-заповедником, – Тепе-Кермен (с крымскотатарского – вершина-крепость).

Кстати, теперь Тепе-Кермен, по сути, находится под двойной опекой. За самими пещерными объектами по всей окружности плато одноименной горы-останца в пределах 1,4 гектара бдит музей-заповедник. Об этом на местности свидетельствует прежняя охранная табличка с выцарапанной до основания, по всей видимости наиболее рьяными «крымнашевцами», украинской госсимволикой.

А вся гора высотой 544 метра над уровнем моря – в зоне ответсвенности уже местного министерства экологии и природных ресурсов.

Охранная табличка

Как всегда, исходную точку группа заранее выбрала на дальних пешеходных подступах к Тепе-Кермен. Ею стала площадка возле этнокомплекса «Гузель» у пригородного села Староселье (прежнее Салачик).

Площадка у этнокомплекса «Гузель» на окраине Бахчисарая

Здесь пути-дорожки расходятся по двум главным экскурсионным маршрутам знаменитой долины Марьям-Дере.

Туристический указатель

О ее знаменитости не преминут напомнить здешние гиды: дескать, на относительно небольшой территории, более 50 гектаров, сосредоточены культовые объекты сразу трех мировых религий – ислама, христианства и караизма. И что похожее можно увидеть разве что только в далеком Иерусалиме.

Две последние религии, как известно, представлены Свято-Успенский мужским монастырем и кенасами в городе-крепости Чуфут-Кале вместе с родовым караимским кладбищем, территорию которых мы вынуждены были в тот день пересечь на пути к конечной цели. Господствующее положение в Марьям-Дере в прямом и переносном значении, конечно же, занял монастырь все той же Московской епархии Украинской православной церкви.

Пещерный храм Успения Свято-Успенского мужского монастыря

Только за последние годы в обители восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, а еще келейные корпуса, дом настоятеля, частично завершено строительство еще двух церквей. Не случайно теперь плотно застроенное в долине место называют не иначе, как «крымский Афон».

Вид на долину Мариам-Дере в районе Свято-Успенского мужского монастыря

Помнится, одержимому настоятелю монастыря о. Силуану все эти годы, начиная с 1993, так или иначе содействие оказывали государственные структуры, спонсоры, предприниматели, различные общественные организации. А в новых российских условиях этот процесс, разумеется, только ускорился.

Хотя, если вернутся к 90-х годам, о.Силуану довелось с некоторыми чиновниками, к примеру, того же музея-заповедника, городскими властями и «повоевать». Причина банальная –деньги. Заповедник установил входную плату за проход прежде всего к уникальному городу-крепости Чуфут-Кале.

Пещерный город-крепость Чуфут-Кале

А поскольку доступная к нему дорога пролегала через сам монастырь, то в ранг экскурсантов невольно попадали и верующие прихожане. Дело доходило даже до разгрома музейной кассы. Страсти более-менее улеглись, когда было принято соломоново решение – кассу со всеми прочими формальностями установили непосредственно у ворот Чуфут-Кале.

Не без затяжной череды конфликтных ситуаций с явными признаками межконфессионального противостояния определились и с рабочими местами для местных торговцев сувенирной продукцией. Теперь они свободно размещаются свои столы за монастырем на отрезке дороги к Чуфут-Кале.

Продавец сувениров у дороги на Чуфут-Кале

Правда, желающих у них что-то приобрести в тот ноябрьский день мы не заметили. Хотя Усман, вот уже седьмой год торгующей на этом маршруте эксклюзивной посудой из местного фарфора заверил меня, что покупатели все же есть.

Сувенирная посуда под Чуфут-Кале

«Ведь туристы в Чуфут-Кале идут, кто-то из них что-то да и возьмет, – пояснил мужчина. – Летом, конечно, покупателей было гораздо больше. Сезон был нормальный».

Возможно, заинтересовали сувениры Усмана и его коллег молодых туристов, студентов и старшеклассников из Подмосковья. Они разбили свой палаточный лагерь прямо у входа в Иосафатову долину.

Палаточный городок у Иосафатовой долины

Разбили, откровенно говоря, не совсем удачно, фактически по соседству со старым караимским кладбищем Балта-Тиймез (с крымскотатарского – топор не коснется).

Время, оползни, деревья, цепляющиеся корневищами за горные склоны, превратили Балта-Тиймез в жуткую картину.

Караимское кладбище Балта-Тыймез

Самое большое караимское кладбище в мире, где на площади около 25 гектаров сохранилось около 7000 надгробий с XIV по XX век. Язык эпитафий – лешон кодеш, который причисляют к древнееврейскому языку.

На мрачном Балта-Тиймез наша группа не задержалась. Оставив позади еще несколько километров горных и лесных троп, поднялась на плато, откуда в зоне прямой видимости был уже виден подернутый сизо-голубой дымкой Тепе-Кермен.

Вид на плато Тепер-Кермен с севера

С другой, обратной обрывистой стороны, в солнечных лучах древний город-крепость с темными глазницами пещер смотрелся совсем по-другому.

Тепе-Кермен с юго-западной стороны

На гору мы поднялись с северного склона по так называемой левой тропе, которая, в отличие от правой, довольно-таки крутая и заросла колючим кустарником. Пришлось даже карабкаться по скале, чтобы пробраться к первому ярусу пещер.

У верхнего яруса пещер Тепе-Кермена

К верхним путь был проще и легче.

Пещеры Тепе-Кермена

Пещеры Тепе-Кермена

Побывали мы также в той части плато, где пещеры имеют конфигурацию двухэтажных.

Двухэтажные пещеры Тепе-Кермена

Внутренние переходы между ними довольно низкие.

Переход в пещерах Тепе-Кермена

Не могли мы не заглянуть в наиболее посещаемый объект всего Тепе-Кермена – скальную церковь.

Скальный храм Тепе-Кермена

Ее уникальность – в поперечном расположении и вынесенном внутри помещения алтаре и крещальни (баптистерии). В крымской скальной архитектуре подобные храмы больше нигде не встречаются. В помещении есть также несколько вырубленных в скале так назывемых костниц.

Всего же в Тепе-Кермене специалисты насчитали около 250 пещер, большинство из которых хозяйственные. По мнению историков, в них хранилось зерно, другие пожитки, содержался скот. А обживался город-крепость с VI по XIII века. Источников воды на плато не обнаружено, что дает основания специалистам сделать вывод, что Тепе-Кермен был не населенным пунктом, а всего лишь защищенной крепостью. И население долины реки Кача могло продолжительное время укрываться в его пещерах от неприятельських набегов.

С плато открывается чудесный вид на Качинскую долину, на значительном протяжении занятую садами и виноградниками. А также на соседнее плато, под которым расположилось село Машино.

Обрывистый склон Тепе-Кермена

На фоне заснеженного Бабугана отчетливо просматриваются с Тепе-Кермен телескопы Крымской научной обсерватории.

Вид на Крымскую научную обсерваторию с Тепе-Кермена

Вместе с развернувшейся там, в глубине бахчисарайских лесов, высотной застройкой. Той самой, которую вроде бы «в зародыше» несколько лет тому назад остановили широкая огласка в медиа и бескомпромиссность самих астрономов. Теперь иные времена. И потому корыстолюбивого инициатора возведения «Лесного массива» вблизи поселка Научный, рекламные щиты с которым уже видели в некоторых крымских городах, похоже, ничто и никто не остановит. Впрочем, это тема уже для отдельного разговора.

Анатолий Крымский, блогер

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции